Эффективное управление государством, как надстройкой над базисом

Я предлагаю осознать, что система управления должна соответствовать целям управления. Цель в масштабах, допустим, страны - это качество жизни людей и животных. Это многомерный параметр: качество воздуха, воды, почвы, пищи. Качество информации. Качество образования, здравоохранения. И многое другое. Цель управления и планирования - это либо повышение качества, либо поддержание достигнутого. Надо точно определить ресурсы: кадры, связи, репутация, активы, права, деньги. В таком формате работают все проект-менеджеры.
И вот когда цели сформулированы и понятно с какими ресурсами можно к ним двигаться, становится ясным какова должна быть система управения в рамках гос. структур.
Наука о системах четко говорит: система устойчива при наличие ресурсов и отрицательной обратной связи ( демократия). Эту науку современные деятели не изучали. Отсюда все ошибки и беды.
В Белоруссии сохранился интеллект. Это и есть ее важнейший рес урс. Интеллект и репутация- два столпа для роста. И еще воля. Остальное - инструменты.

3 симпатии

Всё так: цели.
За целями — стратегия.
За стратегией — счетная карта верхнего уровня, показатели результативности, их целевые значения.
За счетной картой (и только тогда) — бюджет.
За принятием бюджета — каскадирование целей сверху вниз вплоть до рядовых исполнителей.

Всё это не требуется объяснять профессиональным менеджерам: это их повседневные технологии и инструменты. Проблема — в том, что для еще жизнеспособных (2-3 тысячи) предприятий со значимой долей госсобственности плюс системы госуправления — единовременно требуется ~5 тысяч опытных квалифицированных менеджеров. А единовременно — потому что “культура ест стратегию на завтрак” (Друкер): если вводить их помалу — существующая госкорпоративная культура их перемелет и успешно встроит в себя, воспроизведя привычные паттерны.

И вот на этот вопрос, боюсь, нет внятного ответа ни у кого: где за 3-6 месяцев взять 5000 готовых работать в небогатой Беларуси квалицифированных менеджеров, если хорошо коли столько найдется во всем частном секторе страны (я бы сказал — нет, не найдется)? Принцип Ли Куан Ю “платить им 60% от того, что они могут зарабатывать в частном бизнесе” здесь вряд ли чем-то поможет.

В 93-94 я возглавлял аналитический отдел в крупнейшем в России фонде приватизации. Планировали операции по покупке производст и старались управлять так, чтобы активы росли в цене. Был в Советах директоров предприятий от Калининграда до Ирбита. Жил в поездах и самолетах. И в руках был всегда контрольный пакет. Можно было рулить, но и опыта и знаний явно не хватало. Учились у тех директоров, которые хотели добра своим предприятиям.
Так что, трудности понятны. И не устрашают!
Я уверен, что бюрократическую надстройку, именуемую государство, необходимо раз и навсегда лишить права собственности на средства производства. Без фанатизма и спешки, но лишить.
Одновременно я предлагаю выбрать один-два объекта и превратить их в модельный эффективный бизнес. При этом непрерывно пропагандировать как именно был достигнут успех. Что делали, КТО делал и как эти КТО делали свое дело.
Это может вдохновить людей и оттеснить страх перед трудностями.

Готовых управленцевне найти. Надо доверять своим молодым и амбициозным. И помогат им.
Мой друг в Ганновере окончил там бизнес-школу Лучгая в Германии. Научил меня планировать процесс с конца. От точки, в которой бизнес уже работает назад до точки, когда начинается бизнес-планирование создания или реформирования этого бизнеса. Так работают китайцы. Результыт видны и просто оторопь берет от точности планирования и пунктуальности исполнения.
Элементы государства - это сфера обслуживания. Кажый такой сегмент подается реформированию на основе бизнес-плана. Или же передачи функций в частные руки на основе тендеров.
Так что мешает это делать? Когда строят дом или дорогу, то расчищают площадку точно под проект. Этим я и предлагаю руководствоваться. И создавать ореол борьбы со всем вокруг. И так последовательно и с пропагандой успеха.
Скорость преобразований может стат ошеломительной. И потянуться актвисты и инвесторы всех мастей.
А глобальная цель может быть такой: " Повысим инвестиционную привлекателность нашей Родины". И деньги тут не самый важный инвестиционный ресурс. Самый важный - интеллект людей. Остальное приходит само.
Не надо просить помощи у ЕС. Сами придут, когда увидят, что они не нужны.
И надо понимать, что белорусы нужны только себе. И являются потенциальными конкурентами. А это очень серьезная сфера и действовать нао очень осмотрительно.

Меня искренне огорчает целый ряд моментов из Вашего сообщения, но я лучше сосредоточусь на положительной части:

  1. “Выбрать один-два объекта и превратить их в модельный эффективный бизнес. При этом непрерывно пропагандировать как именно был достигнут успех” — безусловно, это отличный вектор. Другое дело, что подходящий для представления на публику кейс — найти крайне трудно: я бы выбрал, навскидку, Весту (если Вам это знакомо), но я предполагаю, что и это — был не то что бы простой и разумный бизнес.
  2. “Элементы государства - это сфера обслуживания” — почти. Все функции государства — как социального института — способны более эффективно исполнять — коммерческие подрядчики. Исключение лишь одно: защита интересов плательщиков абонентской платы в форме налогов. Вот именно эту функцию — да, альтернативный подрядчик — способен обеспечить еще даже и на более высоком уровне, но… существенно дороже. Так что выбора — опять же, три:
    а) Платить в казну за защиту себя: от физически (где тебя бьют, немножко) — до судов (где ты — терпила, каковой должен башлять)
    б) Платить альтернативным подрядчикам сервиса защиты (считай — крыше братвы: пока платишь — ты вроде бы кто-то… но только попробуй попытаться соскочить)
    в) У тебя есть гладкостовольный дробовик, нарезной карабин и стальные яйца.
1 симпатия

Спасибо за коммент.
Я не стесняюсь своих ошибок, промахов, неудач. Скорее, учусь на них.
Эффективную управленческую работу надо пропогандировать. На примере модели это делать и просто и честно. А вот как выбрать модель - вам в Белоруси виднее.
Как в бизнесе, так и в надстройке ( государство) я выделяю два принципа:
короткое плечо управления
ообратная связь ( возможность заменить управленца по точно прописанной и реалистичной для исполнения процедуре.
Топ-менеджер должен иметь профит от результато и в деньгах и в славе. И не все думают только о деньгах, амбициозность- сильный рычаг. На этом, кстати, посроены системы управления в Силиконовой долине и в командах Маска.
Мэров, губернаторов надо выбирать и подписывать с ними контракт. Они обязаны управлять так, что в их ареале была мотивация для предпринимательства и росла инвестиционная привлекательность. И будут все конкурировать за важнейший ресурс - за мозги активных людей. Такую идеологию профукала и Германия и другие страны ЕС. Но уже очнулись, когда увидели сколько уезжает не за зарплатой, а за динамикой труда. Дефицит технарей и управленцев в экспортноориентированной Германии становится устрашающим.
В Белоруссии бы мощная школа ТРИЗ. Эти мозги крайне полезны. Найдите и привлеките. Толк будет быстро. Именно на старте строительства конкурентной Беларуси.
И надо понимать, что обестройство внутреннего рынка важнее работы на внешний. Такую логику ранее открыла команда академика Никиты Моисеева. Но их задвинули невежы и подлецы.
Большой ученый Благовещенский ( мехмат МГУ) учил меня: изучай почву - это самое сложное, что есть в Природе. Там все связи и процессы помогают в управлении. Он был доктор физмат ти доктор почвоведения. Последним он и гордился.
Вертикаль управления придумали невежды воры. В природе линейное управление закончилось на беспозвоночных. Это нам всем ориентир.
Здоровья вам!

1 симпатия

Государство должно выстроить правила защиты национальных интересов.
…»
обязаны управлять так, что в их ареале была мотивация для предпринимательства и росла инвестиционная привлекательность
…»
это относится не только к губернаторам но и ко всей системы государственной власти.

Еще важна обязанность государства, это социально направленная политика, где идет перераспределение от очень богатых к бедным, что бы по все массе населения не было большого разрыва.
Безопасность внутри страны формируется благодаря достатку всех слоев населения.

Обязанность государства, для привлекательности страны и удобствп граждан, это вся инфраструктура должна быть сформирована централизованно за счет государства.

Таким образом, государство должно формировать, условия, правила для эффективной работы экономики и безопасного проживания граждан.
А управление госпредприятиями, это в принципе не функции государства.

Все верно Андрей!
Нанятые народом люди, которые в совокупности называются государством, обязаны делать то, зачем их наняли. Это в идеале, к которому есть смысл стремиться.
В жизни все не так практически во всех странах и далеко не так в некоторых. Эту проблему можно решать при коротком плече управления и при тотальной конкуренции во всех сферах. Природу выгоднее копироват, чем портить. Но люди давно потеряли способность видеть вокург себя все в истинном свете. И платят за свою слепоту, трусость, алчность, неывежество.
А государственных предприятий вообще быть не должно! Пора бы это осознать.
Благих пожеланий видно много, но будет-ли толк? Первый тайм белорусы проиграли. И весь мир это увидел и осознал. А вот киргизы выиграли. Это урок. На войне противнику розочки не дарят. А у вас идет война бюрократии с народом. Люди в погонах на своей корыстной стороне. И что?

Ж…па.
По другому и не ответишь (Извините за мой французский).
Люди в погонах, это не идейные, а наемники, им государство платит, они его и защищают. В принципе это так должно и быть.
Вопрос, кто государство?
Государство, это система, которой руководят выбранные люди. И в этой системе должен быть рабочий закон. В конституции должно быть заложено три независимые ветви власти.
После распада СССР, была парламентская, со своими перекосами, получили президентскую со своими перекосам. На каждом этапе, есть свои потребности.
Сегодня, для развития страны, уже стало понятно, что парламентско- президентская республика необходима, с возможностью противовеса.
Итог, надо четкое разделение, закрепленное в конституции- выбранные гражданами : парламент, президента, судей. И они должны друг другу не подчиняться.
Люди это поняли, руководство страны- не знаю.
Как этого достичь?
Или революцией или реформами.
Революция для экономики тяжелое испытание. А реформами, так уже 26 лет реформирует.
И в итоге, на сегодня - ничего.

После авторитарного управления, если смена власти проходит революцией, к власти приходят типо демократические силы, появляется бардачок, который исправить, опять нужна жесткая власть. И любой демократ становиться диктатором. И так по кругу. И от каждой революции передел и на шаг назад, во времени развития. Страна откатывается. Это выгодно развитым странам. Для них мы рынок.
Когда в стране под жесткой властью наведен порядок, система, госмашина, и в ней провести изменения, преобразования и реформы власти, управления, перейти от автократного режима управления к парламентско-президентской, с оазделенными ветвями власти, то такая страна будет иметь возможность выйти из замкнутого круга. И получить толчок развития, человеческий ресурс и потенциал, это главное что есть в нашей стране.
Как? Вот и Беларусы такую модель пытаются реализовать, вот только получится или нет, зависит от всех.

Все мы живем в государствах, одни из них успешные, другие неудачники, в третьих просто опасно жить. Поэтому некоторые граждане бегут из своих стран и вынуждены платить высокую цену за свой успех. Но так или иначе государства никто не отменял. Рано или поздно каждый из нас задает себе вопрос: - а зачем существуют государства до сих пор, какие его главные цели? Что лично мне оно дает? Если мы считаем что наше государство не успешное, то что нужно сделать чтобы изменить ситуацию? Ответ очевиден, нужно скопировать успешные образцы, использовать то, что уже работает. Но дело в том, что европейская политическая система и вообще система Запада после 1945 года переживает глубокий политический кризис. Границы Европы в 2015 году пересекло более 1 млн человек, в этом году еще больше. Содержание такого количества мигрантов становится обременительной для экономики этих стран. Европа сталкивается с вызовами которых она раньше не знала и многие политологи и эксперты говорят что Европа рискует потерять свое лицо. У населения этих стран возникает недоверие к политическим элитам и политическим институтам. Граждане ощущают что их не слышат политики и темы мигрантов замалчиваются политиками и прессой в результате усиливают свои позиции правые радикалы. Обратимся к своей стране и мы увидим что старые политические партии не соответствуют нашим интересам, больше похожие на ненужные вещи в наших квартирах.Тогда зададим себе вопрос: - находим ли мы те силы в стране соответствующие нашим интересам? Ответ - нет! Эта ситуация политического кризиса схожа с нашими европейскими соседями. Мы осознаем что должна возникнуть новая политика общего диалога, когда мы вместе решаем сложные вопросы социальной, политической и экономической жизни своей страны. А для этого должны измениться мы, природа образования, изменится сама система, должна измениться природа СМИ.
Возьмем к примеру возникающие в нашей стране различные ОМСУ которые берут на себя управление различными инфраструктурами, городское самоуправление, IT- структуры и другие работающие на себя и на общее благо страны. Другие ОМСУ начинают с ними сотрудничать создавая свои сети экономической коммуникации.
И тогда возникает вопрос: - а нужны ли политики с их несбыточными обещаниями и сомнительными биографиями и жесткой иерархической структурой?

Этих людей объединяет идея. Они реализуют поставленные задачи у себя на месте. В масштабах страны, они должны вместе объединиться, сгруппироваться. Но они вряд ли войдут в одну группу людей. Я полагаю, может получиться несколько десятков групп с общими идеями. Это получаем движение, объединения, или партии.
Партии должны отражать интересы своих саратников , и партии в парламенте должны вводить законы, отражающих взгляды своих партийцев.
Таким образом и должно быть в демократических странах развитие государственной политики.
Во всем этом, важно, разделение исполнительной власти и законодательной. Фактически. Тогда ни президент, ни премьер-министр не сможет сделать не популярную меру. И парламент, в котором не одиночные выдвиженцы, а представители партии, не смогут принимать законы, которые не отражают интересы своих граждан.
Я понимаю, так должно быть заложено законом.
У нас, партийная система не развита, потому, как это не нужно авторитарному руководителю. Но для развития страны в интересах граждан, партийная система необходима. Для этого надо изменить правила регистраций партий. У нас в РБ, с численностью населения до 10млн. Чел. надо 700 или 800 чел с личной подписью подать на регистрацию, когда в РФ, где 145 млн. Чел. Этот критерий ниже.
Надо, как вариант, человек двадцать личных подписей, подают документы на регистрацию партии. Ее регистрируют, но с обязанностью в течении года увеличить число членов до 1 тыс чел, Если нет, то закрывают автоматом. Если да, ок, развивайтесь. Довели до численности 50 тыс чел., можете выдвигать в парламент. А в парламенте, представитель данной партии может инициировать закон. Кстати, как и президент. Парламент изучает, рассматривает, принимает (или нет). А вот исполнительная власть (Президент с правительством) исполняет.
Судебная система, следит, что бы и законы и действия были в рамках Конституции.
В Конституции должны быть прописаны эти механизмы, что бы они могли работать без искажений.
Это задача специалистов-юристов и действующей власти, если она заинтересована в развитии страны.
Если этого не произойдет, то и 17 год и 91 год и все по кругу.
Большинство населения страны в этом нуждается, тогда и идеи будут и энтузиазм появиться. А так, молодежь уезжает, толковые специалисты ищут новые места. Останутся исполнительные без новаторских идей, которые очень нужны в наше сегодняшней действительности.

У нас нет (или очень мало) руководителей крупных госпредприятий, которые в рыночных условиях, без госдирективного управления и госдотаций смогут квалифицированно рулить. У нас нет партий и нормальных партийных деятелей. У нас нет… многого.
И не будет никогда, пока существует административно-командная система, уничтожающая самостоятельность, вообще всё, не комфортное для вертикали власти.
Уберите ограничения, и необходимое появится.
Недалеко от моего дома проложили трубы. Примерно на двух гектарах сняли плодородный слой, засыпали песком. Не удобряли, не засеивали, не кидали чернозём. Через месяц откуда ни возьмись проклюнулись листики. К концу лета пустырь уже покрыла редкая трава. Через несколько лет она не будет отличаться от мест, где не копано. Главное - не выпалывать под корень, не вытравливать и не закатывать в асфальт.
И у нас всё будет.

1 симпатия

Все понятно и знакомо по (0. У меня есть личный опыт реформ на заводах в Калининграде, Воронеже и в Ирбите. На советах директоров я протолкнул назначение в зам. директора молодых и амбициозных парней. С полномочиями. Воронеж и Ирбит вытянули за год. В Калиниграде было безнадежно и акции продали.
Важно ничего и никого не бояться. И верить в людей.