Инновационный прорыв и реформа науки и высшей школы

Инновационный прорыв и реформа науки и высшей школы.

Потребности осуществления инновационного, фактически, цивилизационного прорыва выдвигают в первый ряд проблем стоящих перед Беларусью необходимость кардинальной реформы системы науки и высшей школы. В течение последних 26-ти лет высшая школа Беларуси (ВШБ) и академия наук (АНБ) были трансформированы в централизованную, авторитарную, бюрократическую систему с доминированием архаичных социальных отношений, основанных на патронажно-клиентских связях. В таком виде ВШБ и АНБ не только не могут быть инструментами инновационного развития общества, но способствуют его дальнейшей деградации.

Болезнь так глубока и серьезна, что даже немедленная демократизация и децентрализация не приведут к быстрым качественным сдвигам. Беларусь нуждается в долгосрочной программе реформирования и развития высшей школы и АН основанной на последовательном изживании указанных недостатков. Нужна комплексная системная политика, направленная на восстановление в вузах демократического, творческого духа, проверенных академических традиций, на создание самоуправляющейся, саморазвивающейся, живой системы, чутко реагирующей на потребности формирующегося общества знаний.

Пути решения проблем:

  • Утверждение университетского и внутри-университетского самоуправления
  • Защита академической свободы от политического давления
  • Устранение от власти «академической аристократии» и университетской бюрократии
  • Всемерная поддержка и стимулирование научно-исследовательской работы в вузах
  • Развитие академического и студенческого инновационного предпринимательства
  • Создание Белорусского Инновационного Университета - агента социальных преобразований
  • Реформа академической науки путем дебюрократизации и децентрализации
  • Трансформация академических институтов в исследовательские университеты или слияние их с университетами
  • Разработка программы инновационного развития Беларуси
  • Создание национальной системы координации инновационной деятельности
  • Развитие инфраструктуры для поддержки инноваций
  • Становление образовательного комплекса для подготовки инновационных предпринимателей (entrepreneurs) и соответствующих специалистов
  • Создание эффективной системы отбора и продвижения перспективных проектов

Вот далеко не полный перечень мер необходимых для осуществления этой высокосложной и необходимой преобразовательной работы. Надеюсь, что коллективное интеллектуальное творчество всех неравнодушных граждан поможет разработать и впоследующем осуществить полноценную Национальную Инновационную Программу.

Вы только что описали систему науки и высшей школы вышеуказанным образом, то есть, как продукт и инструмент нынешней системы власти и общественных отношений. По вашей задумке реформирование системы науки и высшей школы будет служить инструментом для реформирования и демократизации общества или оно будет являться следствием изменения политической системы? Я этот принципиальный момент не уловил из вашего сообщения.
Просто, ваши тезисы “пути решения проблем” настолько неконкретны и аморфны, что их до августа можно было зачитать с любой трибуны как некий провластный план реформирования. После августа выкидываем второй пункт и снова план годится. Этакий универсальный план получается. Обо всем и значит ни о чем.

Господин grekov.b, решение любой проблемы начинается с её постановки. Демократизация является предпосылкой для решения.
Sloboda, программа инноваций и программа реформы Минобра - это несколько не одно и то же.
Далее, образование и академическая наука - тоже не слишком близкие материи. Все мои знакомые из НАН Беларуси бесконечно далеки от образования, как декабристы от народа по Ленину.
Фактически, вы пытаетесь дать толчок разработки пакета нескольких программ, различных, хотя, конечно, они должны быть непротиворечивы и сочетаемы.
Как пел Высоцкий, “главное - чтоб воля была к победе”. А с этим туго. Мне приходилось бывать при обсуждении изменений программ в средней школе, говоришь, доказываешь, методисты вроде понимают твою правоту… Но перекраивать программу, откатанную десятилетиями ещё с времён СССР, им в облом. Лучше внести одно-два частных изменения и отрапортовать - вспотели, напряглись, сделали.

Демократизация метод, а не цель. Она вам ничего не даст, методисты вам это уже доказали. Все дает предоставление прав и свобод гражданам, в том числе ученым, преподавателям и студентам. У нас все слишком забюрократизировано, обложено флажками запретов и ограничений, мешающим развитию как науки так и образования. Убрать с вузов политику, убрать препоны и все само попрет. Развивающемуся предпринимательству необходима наука, необходимы молодые грамотные специалисты. Как же они без нее поднимутся, на чем? Как и сегодня, будут приходить и брать студентов, привлекать к своему направлению техники, технологии и т.д. думаю, сотрудничество станет еще более тесным.

1 симпатия

Абсолютно согласен. Я, в принципе, похожие мысли и пытался донести. Но, видно, плохо, раз меня пришлось дополнять :frowning:

Ну и как же вы собираетесь демократизировать высшую школу, не решив вопрос с системой, которая сформировала и удерживает в нынешнем состоянии высшую школу?
Спасибо, что сделали постановку проблемы, конечно. Сами, мы этого, не видели. Но более конкретные идеи есть?
Подсадить всю молодежь на грантоедство не получится, за это уже тоже взялись. Более того, взрослее, люди становятся консервативнее. И вчерашние бунтари, нигилисты и неформалы сегодня уже респектабельные и уравновешенные люди. А завтра - консервативные реакционеры.
Методисты - это по определению учителя высочайшей категории и опыта, среди которых молодежи по определению нет. Тут или отказываться от методистов вовсе, или работать с ними теснее и сообща. Мне кажется, что многие не понимая мотивов этих самых методистов, упрощают ситуацию. Проще объяснить неудачу инициатив ленью методистов, чем поискать причины поглубже.

Из числа тех, с кем сталкивался лично, женщины средних лет, как правило - до сорока. Не молодёжь. Но вполне ещё не закостеневшие мозгами. Но им лично - для чего менять хоть что-нибудь? Заслуги не оценят. Чуть что - взгреют по самые помидоры. Я про Институт образования при Минобре, что на улице Короля.

Никак не собираюсь. Пытался. Меня выслушивали, соглашались, для вида меняли косметические мелочи… И всё осталось как при Машерове, если не хуже.

Сначала меняется руководство государства, запускается выборность и сменяемость власти, провозглашается “перестройка, ускорение и гласность” (шутка), тогда и берёмся за Минобр. Те же самые методисты, если их правильно озадачить, всё правильно подскажут как сделать. У меня педстаж в средней школе - 0 дней, 0 минут. У них - реальный опыт.
Но это напоминает разговор инженера, спроектировавшего “Жигули”, и простого водилы. Инженер в 1000 раз больше разбирается в автомобилестроении, у него опыт и знания. А водитель просто ездит и знает, что “Жигули” - унылое говно. Мои дети заканчивали гимназии в Минске. Я периодически выступаю перед школьниками. Вижу - “Жигули” продолжают ржаветь

Ёсць больш простае рашэнне - ліквідуем міністэрства адукацыі і ВАК. і першае і другое - непатрэбны універсітэтам

1 симпатия