Кардинальная налоговая реформа

В общих чертах идея состоит в том, чтобв:

  1. Упразднить подоходный и некоторые другие налоги;
  2. Сократить число контрольных точек для МНС, в которых взимаются налоги.

Мотивы таковы:
Мы платим косвенные налоги, в частности НДС. Чем больше мы тратим, тем больше налога платим. Это справедливо. Но “для устойчивости налоговой системы” мы платим ещё и прямые налоги: подоходный налог, налог на землю, налог на недвижимость, налог на дивиденды и ещё кучу разных прямых налогов.
Эти прямые налоги нужно декларировать, МНС нужно вести контроль за облагаемыми суммами, это затратно и сдерживает инициативу. Какая разница, где я заработал деньги? Фрилансер я, или работаю на зарубежные компании - я трачу их в Беларуси. Плачу косвенные налоги. Так давайте посчитаем, на сколько надо увеличить косвенные налоги, чтобы покрыть сумму того же подоходного налога, да и упраздним его!
Что мы получим в результате?
Снятие ограничений за переводами электронных денег; сокращение затрат на контроль; освобождение граждан от обязанности декларировать доходы, полученные из разных источников. Это неслабо освободит инициативу работников и поспособствует притоку валюты в страну.

Идея - взимать НДС только в розничном обороте (с конечного потребления). Не передавать начисления и вычеты по всей цепочке оптового звена, а брать его в конечной точке потребления. При СССР такой налог был и назывался налогом с оборота.
Опять же, разгружаем бухгалтеров, снижаем затраты. А ещё получаем возможность не взимать косвенный налог с бюджетников и пенсионеров, что облегчит планирование доходов и расходов.

Что скажете?

2 симпатии

Что скажете?

Скажем, что требует очень больших расчетов на основе реальных данных, к которым нет доступа.

Однако можно обозначить желаемый вектор: сокращение числа налогов, в идеале — до 1 налога на юрлица и ИП (вероятно, НДС) и 1 налога на физлица (вероятно, подоходный). Цель — чтобы каждый гражданин и каждый предприниматель, даже если он три месяца как переехал сюда из другой страны — мог сам на калькуляторе рассчитать размер своих налоговых обязательств, самостоятельно заполнить и подать налоговую декларацию. Одно это уже на множество порядков повысит привлекательность налогового климата страны, как пример — Дубай как неоднократный лидер рейтинга страновых налоговых систем, ежегодно составляемого PriceWaterhouseCoopers: если не ошибаюсь — всего два налога.

А вот с точки зрения развития гражданского общества, а не просто налоговых поступлений — считаю необходимым передать обязанности по уплате налогов физических лиц от нанимателей — к работникам. Чтобы каждый гражданин, в самом далеком от столицы уголке страны — видел, сколько государство берет из его зарплаты налогов, сборов и отчислений. Крайне способствует интересу к общественно-политической жизни всех уровней, от местного до национального.

3 симпатии

По сути все налоги, в том числе и подоходный, включаются в цену товаров. Подоходный работников предприятия, которое товар производит, т.к. оно обязано выплатить работникам зарплату и перечислить за них налоги.
Если принять, что источником добавленной стоимости является трудящееся население, то с большего доходная часть бюджета, деленная на ВНП, есть процент налогов, который мы платим. Это пища к размышлению)

Ндс платят те, у кого есть касса.

На рынке никакого ндс не предусмотрено.

Не совсем понятно, в чем смысл такого маневра.
Увеличить налоговую нагрузку на “тунеядцев”? И уравнять их с официально занятыми?

Ну, в этом плане да, есть смысл.
Еще имущественные налоги увеличить. На землю, недвижимость и транспорт.

Смысл - упрощение налогообложения. Да, на рынке не платят НДС, платят за торговое место. Тут надо решить, как что организовать, чтобы не отслеживать каждого, заплатил он подоходный, или нет. Что касается сумм налогов, они измениться не должны, как и цены конечного потребления (закон сохранения массы).

По моему упрощения большого не случится.

Если все налоги заменить налогом с розничных продаж, на том основании, что все его платят, то розничные продажи прекратятся.

Начнется всякая муть с арендой, потребительской кооперацией, всё это надо будет контролировать, регулировать, и выйдут те же фрукты только в профиль.

2 симпатии

Оптовое звено от налогов целесообразно вообще освободить. НДС весь будет накручиваться в рознице. В том числе, опосредовано, на включенные затраты (издержки). В них войдут все затраты/издержки, вплоть до амортизационных отчислений. Так что посредники и изготовители могут НДС не платить. На проданный магазину холодильник в конечном счёте начислен будет НДС в полном объёме, т.к. он исчисляется от выручки, которая покрывает все затраты и включает прибыль всего оптового звена и магазина.

Предприятия, которые заплатили ввозной НДС, могут передавать вычеты, как и сейчас. Тогда розница процент НДС считает от цены без НДС, а на величину вычетов уменьшает выплату.

Налоги на доходы и прибыль целесообразно оставить только для вывода капитала за рубеж. Внутри республики прибыль распределяется на дивиденды и расширение производства. Дивиденды - доходы учредителей. Они либо попадут в розничный оборот, где обложатся НДС, либо составят прибыль других юрлиц. Часть из которой тоже пойдёт на дивиденды.
На вторичном рынке НДС уплачиваться не будет. В обороте между гражданами, в комиссионных магазинах объекта налогообложения нет, т.к. налог уже был уплачен ранее.

При экспорте будет взиматься НДС, как и в рознице. Это чтобы не было демпинга из-за более низких оптовых цен внутри республики. И, поскольку дальнейшая продажа будет осуществляться вне республики, мы должны взять налог.

Вот как-то так.

Розничные продажи прекратиться не могут, т.к. натурального хозяйства у нас никто не ведёт. Думаю, на переходный период достаточно заморозить розничные цены. Поскольку общая сумма налогов не увеличится, то и цены увеличиться не должны.

Ну, физически конечно не могут.

Но вот вместо продажи вам телевизора, холодильника, стиралки, телефона, дивана, галстука, носков, и всего такого прочего,
Их можно сдать в аренду.

Вместо розничной продажи Колбасы и селедки, их можно оптом купить и распространить среди пайщиков потребительского кооператива.

Вобщем, Надо бдительно следить за границей производства и потребления, где возникает обьект этого налога.

А кроме товара, есть еще услуги.
Как их обложить?
Где провести эту границу конечного потребителя?

Вот на границе конечного потребления и провести. Эта граница, между прочим, очень чётко определена в статистике. Просто надо над этим поработать, чтобы грамотно описать всё в налоговом кодексе)

1 симпатия

Предлагаю, вообще, убрать НДС. А оставить один налог с любой продажи, включая оптовой, 5 процентов. Многие страны мира живут без всякого НДС, включая США. Но контролировать его очень строго, и санкции за его сокрытие - огромные штрафы. Уверен, что общий доход в бюджет от такого 5 процентного налога превысит сегодняшний 20 процентный. Почему. Объясню. Потому что 20 процентный налог с продаж есть большой соблазн скрыть и многие продавцы занимаются химией, а вот 5 процентный любой предприниматель скажет, что это справедливо. И реально. Ввозной НДС тоже нужно полностью отменить. Лучше поднять ввозные пошлины до уровня 10 процентной стоимости от инвойсной цены. Включая стоимость машин б/у из-за границы. Сегодня на базарах продавцы торгуют фурами овощей, например. 20 тонн фруктов по цене 1 доллар за кг. С фуры 1000 долларов налога. Просто и понятно. Убрать любое лицензирование любого товара. Нанес ущерб своим товаром человеку, оплати ущерб и моральную компенсацию. Вот и все. Тогда и не надо понятие индивидуальный предприниматель. Вози любой товар кто хочет. Только плати всего один налог 5 процентов с продажи!!!

1 симпатия

Беда в том, что 5% от потребления населения не хватит, чтобы сформировать бюджет. Там необходимо около 40-45%, т.к. надо заменить 20% НДС и 13% подоходного, плюс налоги на доходы и прибыль.

И второе: у нас много торговцев скрывают выручку от налогообложения? Знаете, какие санкции за сокрытие выручки? Её полная конфискация! Если и скрывают, то единицы, причём, мелкие. И существенного влияния на суммы сборов это не окажет.

Ну и как налог не назови, НДС, или налог с продаж, он не перестанет быть налогом. Просто мы живём в Европе, и легче будет объяснить иностранным инвесторам, что у нас тот же НДС, только платится по другому.

Ну США как то формирует бюджет??? Я , так понимаю, что в новой Беларуси расходов на армию и другие силовые структуры упадут в десяток раз Зато движение в бизнесе какое пойдет. Бухгалтеров, бюджетников сократиться тысяч на 200. Министерство сельского хозяйства сократят раз 50. Пойдет продажа недостроенных домов, участков полным ходом. Обороты продаж вырастут в 10 раз. Я так думаю. Все нужно считать. Для этого нужен толковый экономист. Допустим, сокращаются бюджетники на 50 тысяч, армия и другие силовые структуры на 100 тысяч человек. Людям говорят, зарабатываете. Но все платите 5 процентный налог. Открываем полностью границы для ввоза любого товара частными лицами. За новый товар платите 5 процентов, весь бу товар бесплатный ввоз Беларусь очень быстро превратиться в страну рынок. Для той же России. Каждый человек будет чем то занят!!! .Если сделать одинаковую ввозную пошлину и для частника и для юрфирм, допустим 10 процентов. То ввозя новый товар на сумму 1000 евро, 100 евро составит налог. А государству какая разница кто платит. Юрлицо , допустим, за счет опта ввозит телевизоры по 100 евро, а физлицо из польского магазина за 150 евро. Вот и интерес юрлица. Можно тот ко сделать ограничения на сумму ввоза физ лицам в месяц. Допустим 10 000 евро. Но это нужно обсуждать! Кстати, и для всех силовиков пенсионный возраст уравнять с остальными гражданами. 63 года. Вот ещё доп доход в бюджет и немалый!!!

1 симпатия

США основную часть бюджета формируют за счёт подоходного налога. Это их выбор. Но кто сказал, что он рациональнее? Сколько точек контроля за уплатой этого налога? 350 млн! Сколько нужно ресурсов, чтобы отследить полноту и правильность оплаты? Да и доходы гораздо легче скрыть, чем расходы. По расходам и выявляют уклоняющихся от уплаты подоходного налога.

Точек розничных продаж на два-три порядка меньше, чем точек получения дохода. Упрощение очевидно.

Сокращение расходов на армию и силовые структуры не окажет настолько сильного влияния на расходы бюджета, чтобы налог снизился с 40% до 5%. Это утопия. Дай бог, чтобы до 38%-35%. Это максимум. Можно, конечно, стать офшорной зоной, но это нам пока не нужно.

1 симпатия

Денис, чувствую толкового специалиста. Но все эти рассуждения голословны нужно сесть и тупо посчитать.
Я ещё раз утверждаю, что сокрытие налога с продажи будет серьезным преступлением вплоть до тюрьмы!!! Нет своего кассового аппарата, провел через любой, у друга, у соседа, в налоговой. Какая разница. При такой схеме страна превратиться во второй Китай или Сингапур. Где все можно изготавливать и продавать. Хоть консервации на даче катай!!? Чем больше продаж а стране, тем государству лучше!!! Нужно создать группу энтузиастов , которые смогут эту концепцию промоделировать и просчитать!!!
Сегодня авторынок машин б/у полностью лежит!!! Представляешь какая пойдет движуха!!! В Германии , по моему, 25 процентов бюджета формируют налоги с автобизнеса!!!

1 симпатия

Не совсем понятно, в чем смысл такого маневра

Скажу честно: я ― не большой знаток налогового законодательства, так что, вполне вероятно, Ваши замечания, особенно те, что ниже по тексту (спасибо!) ― весьма обоснованны технически.

Поэтому я постараюсь дать ответ максимально просто:

  1. Цель ― сократить число налогов и формулу их расчета. Упростить.
  2. НДС был предложен в силу того, что мне казался наиболее “всеохватывающим” сделки. Это ― не выверенное предложение, а лишь повод тем, кто более компетентен ― критически возразить и предложить некую более работоспособную модель упрощения налоговой системы.
1 симпатия

У нас сокрытие любого налога - серьёзное преступление. А считать тут просто. Есть ВВП всё, что в Беларуси произвели. Далее ВВП потребляется. Часть в стране, часть за рубежом. Процент налогов упрощенно считается делением доходной части бюджета на ВВП. Внутреннее потребление делится на потребление для собственных нужд и потребление для нужд производства.
Чтобы сохранить неизменным размер доходной части бюджета, надо обложить вычисленным процентом весь экспортируемый ВВП, вычесть то, что получится, из доходной части бюджета, оставшуюся часть должны заплатить граждане с потребления для собственных нужд. Всё просто.

2 симпатии

Спасибо: Вы детализировали далее мою исходную логику ― для функционирования нужна некая сумма налогов, но вовсе не обязательно эту сумму исчислять и получать сложным путем, если возможно найти простой.

1 симпатия

Совершенно верно. Налоги у нас в основном несут фискальную функцию, а регулирующая их функция настолько неуклюжа, зарегулирована и коррумпирована (при существующей системе), что фактически утрачена. И зачастую приносится в жертву фискальной.

Упростив налог, можно дифференцировать процент по группам товаров, чем стимулировать их производство.

Ещё один плюс: сейчас бюджетникам надо платить столько, чтобы учесть уплату ими косвенных налогов в бюджет. При предлагаемой системе бюджетникам можно выдать специальные банковские карты, куда поступали бы исключительно деньги из бюджета, и такие карты давали бы возможность не уплачивать в магазинах НДС. Это исключит ненужный перелив денежных средств из пустого в порожнее)

1 симпатия