Концепция реабилитации жертв политических репрессий

Открываю ветку обсуждения концепции реабилитации жертв политических репрессий в разделе “Борьба”, потому что именно активные борцы попали или имеют наибольшие шансы попасть в жернова репрессивной машины. Им важно знать, что в случае ареста, конфискации имущества и прочих беззаконных мер со стороны диктатуры новое демократическое правительство примет меры для компенсации ущерба.

Инициатива обсуждения исходит от НАУ:
Планируем продолжать работу по развитию концепции реабилитации жертв политических репрессий. Если заинтересованы - подключайтесь. Принимается любая критика, идеи, проекты. Мы видим, что надо готовить проект закона и проекты положений о нацкомиссии и фонде в развитие такого закона.
Ответственный от НАУ - Проскалович Артём Евгеньевич. Координаты прямой связи с ним есть на сайте НАУ.

Предлагаю сначала обсудить концепцию реабилитации.
Пересмотреть приговоры, отменить незаконные карательные решения, возместить прямой материальный ущерб - это понятно.
Возместить расходы на лечение вследствие расстройства здоровья от насилия, пыток, бесчеловечных условий содержания - тоже.
Восстановить на работе, учёбе. Компенсировать вынужденный прогул (кстати, а если устроился в другом месте и получал больше)?
А ещё?
Моральный ущерб? Не все задержанные, у кого в анальном проходе побывала ОМОНовская дубинка, получили физическую травму, но моральная - порой хуже физической.
Как компенсировать нахождение в ЦИП, ИВС, СИЗО, ИТУ?
За счёт чего и как?
Вынужденный отъезд за границу - это ущерб, подлежащий возмещению?
Пострадавших - десятки тысяч. Нужны огромные суммы. Не факт, что конфиската у виновных в преступлениях хватит для покрытия.
Нужно определить источники финансирования.
В общем, высказывайтесь.

2 симпатии

Источник- национальные богатсва.

Сначала надо власть взять- а потом что-то предлагать. Можно сколько угодно мазать сопли по забору и делить шкуру неубитого медведя. А тем временем палачи и предали смеются над слабым и беззубым сопротивлением аж штаны мокрые.

Закон Республики Беларусь о реабилитации жертв политических репрессий периода 1994-2021 гг

Статья 1. Понятие жертв политических репрессий

Жертвами политических репрессий, на которых распространяется действие настоящего Закона, признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно привлечённые к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности, погибшие, получившие телесные повреждения, побои, иные расстройства здоровья, подвергавшиеся пыткам, включая нарушение сексуальной неприкосновенности, содержанию в изоляторах и местах лишения свободы с нарушением санитарных норм и норм изоляции от переносчиков инфекционных заболеваний, унижению чести и достоинства, понёсшие иной моральный ущерб, лишившиеся работы или места учёбы, депортированные или вынужденно покинувшие место жительства, потерпевшие материальный ущерб в связи с незаконными действиями должностных лиц Республики Беларусь ради сохранения и укрепления власти Александра Лукашенко.

Статья 2. Цель реабилитации жертв политических репрессий

Целью реабилитации жертв политических репрессий являются:

а) восстановление доброго имени пострадавших;

б) отмена незаконных судебных решений, а также незаконных решений административных органов, нарушающих права граждан;

в) восстановление на рабочем месте незаконно уволенных, на месте учёбы – незаконно отчисленных из учебных заведений;

г) восстановление прав граждан, ущемлённых в результате незаконных действий должностных лиц;

д) материальная компенсация материального и морального ущерба, понесённого вследствие репрессий, компенсация произведённых или предстоящих затрат на лечение травм и заболеваний, полученных вследствие задержания, насилия, пыток в местах предварительного заключения, в транспорте, в местах содержания лиц, отбывающих административный арест, а также лишение или ограничение свободы.

Статья 3. Политическая цель и политическая мотивированность репрессий

Незаконными действиями, имеющими политическую цель, признаются деяния должностных лиц Республики Беларусь, сопряжённые с применением принуждения, насилия, запугивания и иного морального давления, если они связаны с общественно-политической позицией жертвы либо насаждением атмосферы страха, беспомощности, невозможности добиться правовой защиты от произвола представителей власти.

Имеющими политическую мотивированность признаются действия должностных лиц, совершённые в процессе возбуждения, расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, рассмотрения гражданских дел в судах, рассмотрения дел об административных правонарушениях и в ходе административных процедур, если лицо, понёсшее ущерб от таких действий, придерживалось критической позиции в отношении политики властей, а принятое решение формально следует нормам права, но явно тенденциозно и не соответствует сложившейся практике.

К репрессивным деяниям, имеющими политическую цель и/или политическую мотивированность, кроме перечисленных в части первой и части второй настоящей статьи, относится бездействие должностных лиц Республики Беларусь, уполномоченных по закону защищать права и законные интересы граждан, в том числе – выражающих несогласие с официальной политикой властей, включая незамедлительное возбуждение уголовных дел и привлечение к ответственности лиц, в деяниях которых содержатся признака состава должностного преступления.

Статья 4. Признание лица жертвой политических репрессий

Лицо, считающее себя пострадавшим от политических репрессий, близкие родственники и представители такого лица, а также общественные организации вправе обжаловать в суд вынесенные в период нахождения у власти Александра Лукашенко приговоры по уголовным делам и постановления по делам об административных правонарушениях. Если в заявлении содержится указание на политическую цель и/или политическую мотивированность вынесенных ранее решений, суд не вправе отказать в пересмотре этих дел по основанию истечения сроков давности на обжалование либо по основанию вынесения окончательного решения любой инстанцией в период правления Александра Лукашенко. Факт, что лицо, пострадавшее от политических репрессий, для освобождения от отбывания наказания воспользовалось помилованием или амнистией, не является основанием в пересмотре решения по уголовному делу.

Лицо, считающее себя пострадавшим от жертв политических репрессий, близкие родственники и представители такого лица, а также общественные правозащитные организации вправе обжаловать в суд в исковом прядке решение о расторжении трудового договора, непродлении трудового договора по политическим мотивам, депортации, лишении родительских прав, лишении лицензии или запрете заниматься определённым видом деятельности, о возобновлении трудового договора, расторгнутого по инициативе работника или по соглашению сторон вследствие незаконного давления на работника по политическим мотивам, отчислении из учебного заведения, а также иные управленческие решения, нарушающие права и законные интересы граждан. Срок исковой давности по таким делам равен пяти годам с даты восстановления легитимной власти в Республике Беларусь. Вступившее в силу решение суда по аналогичному иску до восстановления легитимной власти не является препятствием для повторного рассмотрения иска. Истец освобождается от оплаты судебных пошлин.

В случаях, когда ущерб наступил не вследствие незаконных решений судов или административных органов, а в результате пыток, избиения, нарушения сексуальной неприкосновенности, нанесения увечий, смерти или иных насильственных действий, уничтожения или повреждения имущества, похищения граждан и незаконного лишения свободы без юридического оформления задержания, причинения иного физического, морального или материального вреда, лицо, считающее себя пострадавшим от жертв политических репрессий, близкие родственники и представители такого лица, а также общественные правозащитные организации вправе обратиться в суд с иском к Республике Беларусь о возмещении ущерба.

Органы прокуратуры в течение года с момента вступления в силу настоящего Закона обязаны принять меры к реабилитации все известных жертв политических репрессий, проверить по своей инициативе обстоятельства причинения ущерба, нанесённого в связи с политической позицией пострадавшего, от своего имени обжаловать или опротестовывать незаконные решения, указанные в части первой настоящей статьи, заявлять иски или поддерживать исковые требования по основаниям, указанным в части второй настоящей статьи, возбуждать уголовные дела в случае выявления преступлений, указанных в части третьей настоящей статьи.

Жертвой политических репрессий признаются лица, в отношении которых отменены или изменены в их пользу судебные решения и решения административных органов, носившие признаки политически мотивированных или преследующих политическую цель, вынесено судебное решение по иску пострадавшего лица с полным или частичным удовлетворением исковых требований в соответствии с частью второй и частью третьей настоящей статьи, либо признанные потерпевшими органом дознания, предварительного следствия или судом по уголовным делам о преступлениях, содержащих признаки политических репрессий.

Статья 5. Признание лица жертвой политических репрессий в случае его смерти

В случае убийства или причинения смерти по неосторожности, неоказания своевременной помощи лицу, задержанному по политически мотивированным основаниям или преследуя политическую цель, а также смерти лица, подергавшегося избиениям, пыткам, телесным повреждениям, и иному насилию, инфицированию тяжёлым заболеванием, жертвой политических репрессий признаётся это лицо, кроме того, близкие родственники и иные лица, которым причинён моральный и имущественный ущерб вследствие данной смерти.

В случае, если смерть жертвы политических репрессий наступила вне связи с совершёнными в отношении него незаконными деяниями должностных лиц Республики Беларусь, наследники имущественных и неимущественных прав умершего могут в исковом порядке добиваться реабилитации жертвы политических репрессий и требовать причитавшегося ему материального обеспечения.

Статья 6. Дополнительные обстоятельства, подлежащие установлению при рассмотрении дел, связанных с реабилитацией жертв политических репрессий

В ходе разбирательства по уголовным делам, по гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях, если результатом рассмотрения возможно признание лица жертвой политических репрессий, подлежат установлению обстоятельства, имеющие значение для применения норм настоящего Закона и дающие основание считать, что репрессивные действия должностных лиц имели политическую цель либо были политически мотивированными.

Орган предварительного расследования, прокурор и суд в процессе возбуждения уголовных дел, предварительного расследования и судебного рассмотрения обязаны выявить политические мотивы противоправных действий должностных лиц, вытекающие из характера таких действий, включая применение насильственных мер, противодействующих реализации гражданами конституционных прав на выдвижение кандидата и на выбор Президента Республики Беларусь, на публичное выражение мнения путём организации и участия в митингах, шествиях, иных массовых мероприятиях, индивидуального пикетирования, публикации в средствах массовой информации и сетевых ресурсах, ношении и распространении символики, демонстрирующей мнение, отличное от официальной государственной политики.

Привлечение граждан, выражающих политический протест, к ответственности за нарушение Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» и других нормативных актов, формально направленных на поддержание общественного порядка, признаётся преследующим политическую цель в силу верховенства Конституции Республики Беларусь над иными законами и подзаконными актами в связи с антиконституционным противодействием публичному выражению мнения, на основании чего насильственные меры по подавлению протестов считаются имевшими политический характер для сохранения диктаторского режима Александра Лукашенко.

В случае привлечения лица, выражавшего протестные политические взгляды, к уголовной, административной или иной ответственности, если в деяниях такого лица формально присутствует состав правонарушения, установлению подлежит фактическая виновность данного лица и выработанный практикой характер санкций за аналогичные правонарушения. Явное превышение наказания над общепринятым считается политически мотивированным.

Признаются преследующими политические цели захват лиц, непричастных к протестной активности, вследствие задержания граждан в зоне пресечения и разгона массовых мероприятий, по ложному доносу или по произвольному подозрению, незаконное удержания в изоляторах, а также в служебных помещениях и иных неприспособленных местах без документального оформления задержания либо с составлением заведомо ложных документов о составлении иного правонарушения, не носящего политической окраски.

Отъезд из Республики Беларусь, расторжение трудового договора, отказ от продолжения учёбы и другие поступки лица, ухудшающие его положение, считаются вынужденными, а такое лицо – подвергнутое политическим репрессиям, если оно предоставило доказательства принуждения к перечисленным поступкам по политическим основаниям.

При установлении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения уголовного дела, гражданского дела или дела об административных правонарушениях, объяснения и показания сотрудников силовых структур и иных должностных лиц Республики Беларусь, подозреваемых в причастности к репрессиям, принимаются в качестве доказательств, только если они подтверждаются другими объективными доказательствами.

Статья 7. Должностные лица Республики Беларусь, осуществлявшие политические репрессии

К должностным лицам Республики Беларусь, осуществлявшим политические репрессии, относятся сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства обороны, прокуратуры, судьи, иные лица, обладающими в силу должностного положения исполнительно-распорядительными полномочиями, в отношении которых имеются основания считать, что они совершили деяния против прав и законных интересов граждан, руководствуясь политической целью или принимая политически мотивированные решения.

К должностным лицам Республики Беларусь приравниваются члены добровольческих дружин и иные лица, не состоявшие в штате властных структур, но выполнявшие на общественных началах распоряжение о выявлении и задержании граждан, демонстрировавших протестные настроения.

Для принятия решения о реабилитации не требуется поимённого установления лиц, виновных в политических репрессиях, достаточно сведений, что деяние произведено лицом в форме государственного служащего, представившегося государственным служащим, либо характер его действий идентичен действиям государственных должностных лиц.

Суд, прокурор, орган предварительного расследования, получив сведения о факте политических репрессий, обязан дать ему правовую оценку, при наличии оснований немедленно возбудить уголовное дело.

Статья 8. Юридические последствия реабилитации жертвы политических репрессий

Лицо, в отношении которого в соответствии с настоящим Законом принято решение о признании жертвой политических репрессий, считается не судимым, не привлекавшимся к административной ответственности и освобождённым от любых обременений, наложенных в связи применёнными к нему репрессиями.

Жертва политических репрессий вправе претендовать на моральную реабилитацию и материальное возмещение ущерба.

Статья 9. Моральная реабилитация жертв политических репрессий в средствах массовой информации

В случаях признания лица жертвой политических репрессий в соответствии со статьёй четвёртой настоящего закона, с согласия такого лица, информация о его реабилитации доводится до общественного сведения через государственные каналы радио- и телевещания, государственные информационные сетевые ресурсы и печатные средства массовой информации.

В публикуемых сведениях должны содержаться данные о личности жертвы политических репрессий, характере незаконных действий, повлекших причинение ему ущерба, о предполагаемых должностных лицах, виновных в нанесении такого ущерба, и о решении органа, производящего реабилитацию.

Руководитель СМИ, получивший обращение о распространении сведений о реабилитации жертвы политических репрессий, не вправе ответить заявителю отказом.

Статья 10. Возмещение материального ущерба

Жертвам политических репрессий в полном объёме за счёт средств республиканского бюджета подлежат возмещению:

а) фактически выплаченные суммы штрафов, наложенных с политической целью, включая пеню;

б) суммы, взысканные за содержание в изоляторах и иных местах лишения свободы;

в) суммы, потраченные жертвами на юридическую помощь;

г) суммы ущерба за повреждённое, изъятое, уничтоженное и иным образом утраченное в процессе задержания имущество;

д) суммы ущерба, причинённого автотранспортным средствам, недвижимому и иному имуществу граждан в результате вандализма, совершённого государственными должностными лицами под видом мероприятий по охране общественного порядка;

е) суммы удержания заработной платы за вынужденный прогул в период краткосрочного лишения свободы;

ж) суммы средней заработной платы за вынужденный прогул из-за незаконного увольнения в соответствии с нормами трудового законодательства;

з) стоимость оплаченного времени обучения в учебном заведении в случае отчисления из такого заведения в политических целях или в связи с невозможностью продолжить учёбу из-за наложенного наказания, а также стоимость обучения в ином заведении в случае отчисления из учебного заведения с бесплатной формой обучения и затрат на переезд в другое государство для продолжения учёбы, если нахождение в Республике Беларусь влекло опасность новых репрессий;

и) иные материальные потери и затраты, непосредственно связанные с репрессиями, кроме затрат, указанных в статье одиннадцатой и статье двенадцатой настоящего Закона.

В случае утраты кормильца, ставшего жертвой политических репрессий, если его смерть признана следствием деяния должностных лиц, иждивенцы умершего получают возмещение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Возмещение материального ущерба жертве политических репрессий за счёт общественных правозащитных организаций не освобождает от обязанности выплаты суммы ущерба за счёт средств Республики Беларусь.

Материальное возмещение производится в белорусских рублях с поправкой на инфляцию, исходя из курса доллара США на первое число месяца, когда понесены потери и затраты, и на первое число месяца, когда определяется сумма выплат жертве политических репрессий.

Статья 11. Материальное возмещение физического ущерба

Вред, нанесённый физическому и психическому здоровью жертве политических репрессий, подлежит возмещению в размерах, необходимых для излечения телесных повреждений и восстановления психического здоровья, а также компенсации снижения дохода, произошедшего вследствие невозможности заниматься прежней деятельностью.

Возмещаются фактически понесённые затраты на восстановление здоровья, независимо от успешности лечения, а также предстоящие в будущем на лечение по медицинским показаниям.

Неизгладимое обезображивание лица, утрата репродуктивных свойств внутренних органов вследствие пыток, побоев и насилия, нарушения установленных правил содержания задержанных, и другие необратимые телесные расстройства влекут возмещение в соответствии со статьёй двенадцатой настоящего Закона.

Статья 12. Материальное возмещение морального ущерба

Жертвам политических репрессий выплачивается компенсация морального ущерба:

а) в случае задержания, если лицо отпущено из органов внутренних дел или иного места содержания задержанных без документального оформления задержания в течение суток – в размере не менее 10 базовых величин;

б) в случае краткосрочного, от суток и до тридцати суток, и долгосрочного, свыше тридцати суток в течение года, административного ареста, содержания в ИВС/СИЗО или лишения свободы – в размере не менее 10 базовых величин за каждые сутки фактического лишения свободы;

в) в случае содержания в переполненных камерах, вне помещений, приспособленных для пребывания людей, с нарушением иных норм содержания, с применением пыток и нанесения побоев задержанным – в размере не менее 100 базовых величин за сутки фактического содержания в подобных условиях;

в) в случае смерти жертвы политических репрессий при наличии непосредственной причинной связи наступления смерти с деяниями должностных лиц Республики Беларусь – в размере не менее 2000 базовых величин в пользу наследников умершего;

г) в случае потери учебного года для учащегося, вынужденного восстанавливаться учебном заведении после незаконного исключения – в размере не менее 100 базовых величин.

Увечья, выразившиеся в необратимой утрате репродуктивных свойств внутренних органов вследствие пыток, побоев, насилия и в других стойких телесных расстройствах, но не повлекшие снижения трудоспособности, расцениваются как причинение морального вреда и влекут материальное возмещение, сумма которого определяется судом в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела, но не менее чем в размере 500 базовых величин.

Моральный вред в связи причинением ущерба репутации жертвы политических репрессий влечёт выплату компенсации, сумма которого определяется судом в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела и фактически понесённых нравственных страданий.

Статья 13. Право на заявление регрессного иска

Прокурор района, прокурор города Минска или прокурор области, где состоялось судебное решение о возмещении материального ущерба, обязан в десятидневный срок принять меры по взысканию суммы ущерба с должностного лица, чьи деяния повлекли необходимость данной выплаты.

В случае вины нескольких лиц в причинении ущерба жертве политических репрессий эти лица несут общую солидарную ответственность. К ответственности привлекаются также руководители должностных лиц, поощрявшие репрессивную деятельность подчинённых.

При распространении взыскания на общую собственность супругов, один из которых является ответчиком по гражданскому делу, возбуждённому в соответствии с частью первой настоящей статьи, нормы о разделе имущества не применяются.

Сделки по отчуждению собственности, совершённые после публикации проекта настоящего Закона лицами, виновными в политических репрессиях, признаются притворными с целью избежания материальной ответственности и ничтожными.

Статья 14. Особенности применения настоящего Закона в отношении частных юридических лиц

Если в результате политических репрессий пострадала собственность частного юридического лица либо юридического лица, доля имущества в котором принадлежит гражданину Республики Беларусь, то такой гражданин вправе быть признанным жертвой политических репрессий.

В споре о незаконном увольнении по политическим мотивам работника из частного предприятия, общественной или иной негосударственной организации положения настоящего Закона не применяются, кроме случаев, когда работодатель доказал, что на него оказано давление с целью уволить данного работника со стороны должностного лица Республики Беларусь.

Статья 15. Вступление настоящего закона в силу

Закон вступает в силу с момента опубликования, но не позднее суток после подписания Президентом Республики Беларусь.

«Компенсация снижения дохода». - Считаю что это спорный вопрос.

Я бизнесом занимался, зарабатывал по десятке тыс уе. А в результате не получается. И…
Или я художник, было все в шоколаде, писал картины, а тут психологически сломался и миллионные картины не пишу. Как тогда?

Очень тяжело это обсуждать.
За сутки выплачивать такие суммы, это сколько денег надо будет из бюджета выделить. Посильно ли это?

Может вывести из расчета средней зарплаты по стране с применением какого то коэффициента в зависимости от содержания. И потом полученные цифры перевести в базовые величины.

В случае смерти, понятно.
В случае утраты репродуктивных свойств внутренних органов, нужно прировнять возмещение при смерти гражданина.