Конституция. Вернем вариант 1994?


понравилось выступление Анатолия Лебедько (после которого его закрыли на 15 суток, кстати)
думаю, лучший вариант - откатить до версии 1994, возможно, с некоторыми апдейтами :slightly_smiling_face:

главное - разделение властей и максимум 2 срока президентства
ну, и полномочия там не такие царские как сейчас

11 симпатий

Конституцию (новую) планируют уже принять без референдума. А просто голосованием в парламенте. И главное сейчас даже не новая Конституция, а порядок проведения выборов.

2 симпатии

ну, эти кивалы напринимают там, можно не сомневаться… :hushed:

3 симпатии

Кстати, в 1996 году, когда Конституцию меняли на референдуме, депутат тогда еще Верховного Совета Ольга Абрамова публично одной из первых обращала внимание президента, что предлагаемый им проект является не изменениям и дополнениями в Конституцию 1994 года, а абсолютно новой Конституцией. Что по закону требует принятия парламентом, а не через референдум. И это было одним из основополагающих нарушений при подготовке референдума 1996 года, из-за чего и возник глубокий политический кризис.

Лукашенко, видимо, это очень хорошо запомнил. Ту норму в 140 статье изменять не стали. И вот сейчас Лукашенко может пойти двумя путями. Или провести референдум и представить новую Конституцию как изменения и дополнения. Или, и это сейчас приоритетный вариант, представить новую Конституцию 2021 года и принять ее марионеточным парламентом, то есть, без участия граждан.

Поэтому категорически нельзя сейчас идти на поводу у Лукашенко и сваливаться в обсуждение конституционной реформы. Лукашенко делает это намеренно, чтобы отвлечь общество от преступления, которое он совершил 9 августа – захват и удержание государственной власти неконституционным способом. Верить его словам нельзя. Его план такой – в декабре опубликуют текст новой Конституции, в январе обсудят на Всебелорусском народном собрании, что даст возможность говорить Лукашенко о народном обсуждении Конституции, и на весенней сессии парламента принять новую Конституцию. Тихо и тайно как и проведенная им инаугурация.

7 симпатий

Я считаю, что Конституцию 1994 без серъезного аудита и пересмотра - принимать нельзя. Причем, аудит должны проводить, как граждане РБ, так и международные юристы, специалисты по Конституцинному праву. Должны вноситься и новые статьи по праву на оружие, защиту семьи и личности. Голосовать на платформе типа ГОЛОС надо по каждой статье отдельно. Да, это затратно по времени, но убережет от неработающей Конституции в будущем.

5 симпатий

Жывіце па Канстытуцыі-1994, яе не трэба вяртаць!
Канстытуцыя-1996 - захоп дзяржаўнай улады!
Спецыяльная камісія Вярхоўнага Савета 13-га склікання Рэспублікі Беларусь у сваім заключэнні па прававой ацэнцы парушэнняў А.Лукашэнка Канстытуцыі і законаў Рэспублікі Беларусь ацаніла правядзенне “рэферэндума” 24 лістапада 1996 года, як парушэнне ч.2 ст.3 Канстытуцыі Рэспублікі Беларусь, за якое прадугледжана крымінальная адказнасць па арт.357 КК Рэспублікі Беларусь Беларусь.

1 симпатия

чего вчерашний стрим сюда не принесли?)

4 симпатии

Конституция 1994 и Конституция 1994 с изменениями и дополнениями, которая действует сейчас концептуально разные. Просто возврат на “чистую” версию 1994 повергнет страну в еще больший правовой шок, так как практически все связанные нормы прекратят свое действие. А это уже огромное юридическое дерево.

Поэтому важно не торопиться с конституционной реформой, так как придется создавать фактически новую Конституцию, взяв за основу и документ 1994 года и действующий. У нас же с большего проблема заключается в отсутствии разделения ветвей власти и их баланса. Другие нормы можно сохранять без изменений.

Например, дорожная карта изменений:

  1. Переход на смешанную республику (парламентско-президентскую). Президент исполняет в основной церемониальные функции, имея возможность лишь накладывать право вето на принимаемые парламентом законодательные акты и имеющий решающий голос при парламентском кризисе.

  2. Переход на однопалатный парламент (формат Верховного Совета) с уменьшением количественного представления избирателей депутатом с 60.000 до 20.000.

  3. Переход на смешанную избирательную систему, при которой 2/3 мест парламента распределяются между политическими партиями с порогом 3% и 1/3 по мажоритарным округам.

  4. Реформа системы местных Советов на базе введения выборности должностей руководителей местных администраций/исполкомов, расширение функций и увеличение статусности ТОСов (территориальных органов самоуправления).

  5. Все судьи Конституционного Суда назначаются парламентом. Срок полномочий судей равен сроку полномочий депутатов парламента. Одно и то же лицо не может быть в должности судьи более трех сроков.

5 симпатий

Дорогие друзья, здравствуйте!

Надеюсь, все посмотрели отличный стрим “Лекарство от диктатуры”, в котором хорошо видно то многообразие мнений о будущей новой Конституции Беларуси. Можно сделать вывод, что этот вопрос не решается за несколько месяцев, как пытается представить действующая хоть уже и нелегитимная, но пока власть. Например, интересный недавний пример создания новой Конституции Исландии снизу занял четыре года.

Поэтому к такому вопросу, как изменение основного закона страны, необходимо подходить очень серьезно и понимать, что его решение не может быть простым и быстрым. Тем более, в условиях сегодняшнего острого политического кризиса в стране.

Отдельно в виде ремарки я хочу сделать небольшое уточнение. Речь не идет о начале совместной работы с нелегитимной властью Лукашенко по вопросу подготовки новой Конституции Беларуси. Именно из-за отсутствия легитимности у этой власти и, как следствие, общих требований, предъявленных всеми альтернативными политическими силами страны:

  • отставка Лукашенко;
  • новые честные и справедливые выборы по измененным правилам их проведения, делающие новые выборы честными и справедливыми;
  • прекращение всех сфабрикованных уголовных дел и политического преследования граждан, освобождение всех политических заключенных;
  • расследование фактов пыток, насилия и превышения полномочий силовыми структурами в отношении мирных протестующих граждан с 9 августа 2020 года.

Только после выполнения этих требований возможно широкое общественное обсуждение проекта новой Конституции. Но ничто не мешает нам сегодня самостоятельно начать этот процесс без участия нелегитимной власти, в том числе и в рамках этого форума, что я и предлагаю начать организованно делать.

Предлагаю следующий формат работы:

  1. Необходимо определиться с концептуальными положениями о государственном устройстве, политической, партийной и избирательных системах будущей Беларуси, которые должны быть изменены/дополнены в Конституции 1994 года (во всех редакциях), которую рассматриваем как основу при создании новой Конституции.
  2. Определить и сформулировать структуру новой Конституции (разделы-главы-статьи). Многое можно сохранить из прежних версий Конституции.
  3. Поэтапно наполнить содержанием каждый раздел и главу, обсуждая изменения/дополнения.

Таким образом нами будет создан проект новой Конституции, принятие которой возможно только после выхода из политического кризиса.

4 симпатии
1 симпатия

Считаю лучше вернуться на шаг назад к конституции 1994, это даст базовые законные принципы, а далее доработать с учётом сегодняшних реалей поправками на референдуме.

2 симпатии

Как можно пересматривать Конституцию 94-го, сомневаться в ней, если она юридически легитимна и законна ?! Мы должны и просто обязаны вернуться к Законной Конституции 94-го, то есть вернуть справедливость и законность. Вот это и будет новым отсчётом, а по сути продолжением того, что было прервано преступным режимом Лукашенко. И после этого и на основе этого - провести новые парламентские выборы. И уже новый законный Парламент будет принимать последующие шаги политических решений Новой Беларуси.

2 симпатии

Вы рассуждаете как победитель, диктующий условия капитуляции.
А для этого еще нужно победить.
В прямом смысле, с пальбой, взрывами и штурмом дворца.

Тогда да, можно признавать незаконным, возвращать и проч.

В любом другом случае это будет путь компромисса, и такой вариант не пройдет.
Изменения 96 года будут считаться законными и последующие изменения пойдут уже от них.

Власть - право народа!!! Власть не может находиться в каком либо дворце или в руках группы людей.

1 симпатия

государственный переворот (введение незаконной плешивой конституции 96-го) не может считаться законным. Это понятно всем настоящим беларусам, кроме ябатек…

1 симпатия

В Китае Президент подчиняется Парламенту который избирается народом,

1 симпатия

Вы предлагаете увеличить Палату представителей втрое. Не жирно? Далее. Правовой шок неизбежен, потому что нужно менять процентов 90 законов страны, хотя бы исключением фраз “если иное не предусмотрено указом президента”. Многие сотни законов. Соответственно - тысячи подзаконных актов. Адова работа, но без неё никуда.

2 симпатии