Нужен ли демократической Беларуси будущего временный чрезвычайный орган для расследования преступлений в период диктатуры?

В Польше одной из причин политической напряжённости является неудовольствие граждан, что виновные в массовых преступлениях перед крахом коммунистического режима практически не понесли наказания, только единичные ЗОМовцы (ОМОНовцы), Войцех Ярузельский тихо сдох в постели от старости.
В постлукашенковской Беларуси встанет проблема. Виновными в совершении только тяжких и особо тяжких преступлениях надо признавать тысячи двуногих (назвать их людьми отказывается даже моя клавиатура). Справиться с таким наплывом уголовных дел может… кто? Прежний судебно-следственный аппарат будет радикально ослаблен массовым увольнением пособников режима. Вдобавок, нас ждёт обострение криминогенной обстановки. Вспомните Петроград 1917 г., птенцов Керенского, потом птенцов Ульянова, да и без них…
В общем, с луканоидами надо разобраться быстро, эффективно и при этом справедливо, правосудно. Тогда, по любимому выражению Верховного Главнокомандующего, можно будет перелистнуть страницу. Но не вырывать её, а оставить в назидание.
Я предлагаю набросок, отнюдь не проект, создания временного органа с чрезвычайными полномочиями.
Прошу ответить на вопрос - нужен ли такой особый орган. А если да - отвечает ли мой концепт нуждам демократической Беларуси.
Сказу скажу - текст писан “на коленке” за пару часов, графоманский многолетний опыт - великая вещь. Не проверялся на соответствие уголовному и уголовно-процессуальному законодательству, тем более УК и УПК нужно будет срочно корректировать. Стиль часто сбивается с юридического на бытовой.
В общем - это песчинка, вокруг которой может вырасти жемчужина. ли не вырасти.

Закон Республики Беларусь о Всебелорусской Чрезвычайной Комиссии по расследованию преступлений, совершённых в период диктатуры Александра Лукашенко
Принят ___ сессией Парламента Республики Беларусь (____) __________ 2021 г.
Для решения задачи быстрого, всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, совершённых должностными лицами государственных органов Республики Беларусь с целью сохранения и укрепления единоличной диктаторской власти бывшего президента Александра Лукашенко, а также отдельными гражданами, способствовавшими преступной деятельности данных лиц, своевременного пресечения бегства обвиняемых и подозреваемых за границу с целью избежания уголовной ответственности, сокрытия имущества, подлежащего конфискации для возмещения ущерба, причинённого государству, общественным организациям и отдельным гражданам, учреждается временная Всебелорусская Чрезвычайная Комиссия по расследованию преступлений, совершённых в период диктатуры Александра Лукашенко (в дальнейшем – ВЧК).

  1. Состав ВЧК

ВЧК учреждается в составе: Председателя, назначаемого Парламентом Республики Беларусь, двух Заместителей Председателя, Начальника оперативной группы, Начальника следственной группы, Начальника военизированной охраны, Начальника канцелярии, личного состава подразделений, штатная численность которых определяется Председателем по представлению соответствующих начальников в пределах бюджета, выделенного для денежного довольствия сотрудников ВЧК.
ВЧК подотчётна исключительно Парламенту Республики Беларусь, формирующему специальную постоянную депутатскую комиссию по контролю за деятельностью ВЧК. Комиссия вправе в случае выявления нарушений в любое время приостановить деятельность ВЧК, отстранить от службы любого её сотрудника, давать поручения, обязательные для исполнения, не нарушая процессуальную независимость следователей, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством.

  1. Компетенция ВЧК

ВЧК наделяется полномочиями органа дознания и предварительного расследования по уголовным делам, связанным с преступлениями, совершённых должностными лицами государственных органов Республики Беларусь с целью сохранения и укрепления единоличной диктаторской власти бывшего президента Александра Лукашенко, а также отдельными гражданами, способствовавшими преступной деятельности данных лиц. ВЧК принимает заявления и сообщения о совершённых преступлениях, самостоятельно выявляет факты преступлений при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, производит проверку, возбуждает уголовные дела, проводит предварительное расследование в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РБ.
Решение сотрудника оперативной группы ВЧК и следственной группы ВЧК о принятии к производству любого уголовного дела либо материалов проверки о преступлениях, если преступление связано с диктаторским режимом Александра Лукашенко, является обязательным для всех сотрудников органов дознания и предварительного следствия. Уголовное дело, все сопутствующие материалы, оперативно-розыскное дело передаются в ВЧК.
ВЧК пользуется правами органа дознания и предварительного следствия, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом РБ, Законом РБ «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими законами Республики Беларусь.
До прекращения полномочий, к исключительной подследственности ВЧК относятся уголовные дела о преступлениях, совершённых сотрудниками бывшего Комитета государственной Безопасности РБ, бывшего Комитета государственного контроля РБ, должностными лицами на уровне начальников управлений министерств и ведомств и выше, сотрудниками Администрации бывшего президента, депутатами бывшего Парламента, главами областных и районных администраций, сотрудниками Центрального избрательного комитета РБ, членами участковых и районных избирательных комиссий, судьями, следователями Следственного комитета, прокурорами, командирами воинских частей, вопреки Уставу и присяге отправивших армейские подразделения для выполнения задач, связанных с подавлением протестов, а не для обороны страны от противника, сотрудниками организаций, признанных террористическими, включая Отряды милиции особого назначения (ОМОН), Специальное подразделение по борьбе с терроризмом «Алмаз», Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ.
К исключительной подследственности ВЧК относятся дела о преступлениях, выразившихся в организации массовых беспорядков и участии в таких беспорядках, совершённых сотрудниками любых подразделений МВД РБ под видом «охраны общественного порядка», сопряжённых с массовым насилием в отношении граждан, реализовавших конституционное право на участие в митингах, шествиях, демонстрациях и выражение своей политической позиции, с причинением телесных повреждений и смерти участникам протестов, повреждением и уничтожением имущества граждан и организаций, нанесением ущерба городской инфраструктуре и благоустройству, блокированием движения по оживлённым трассам, включая воспрепятствование движению автомобилей «скорой помощи», сопровождавшихся незаконными задержаниями, похищениями людей, дачей заведомо ложных показаний в суде по уголовным и административным делам для перекладывания вины за массовые беспорядки с сотрудников МВД на невиновных граждан, преследующих цель нагнетания атмосферы страха, беззащитности граждан перед беззаконием и произволом представителей власти, ощущения невозможности добиться защиты гражданских прав и свобод любыми доступными способами.
При расследовании уголовных дел исключительной подследственности ВЧК, как правило, применяется мера пресечения в виде заключения под стражу. Другие меры пресечения применяются в исключительных случаях, на основании мотивированного постановления следователя.
Возбуждение уголовных дел, если поводом послужили материалы расследования правозащитных организаций или иностранных правоохранительных органов, производится в срок до трёх суток, при необходимости дополнительной проверки – в срок до десяти суток.

  1. Прокурорский и судебный надзор за деятельностью ВЧК

Генеральный прокурор Республики Беларусь в срок до трёх рабочих дней с момента вступления в силу настоящего Закона выделяет группу сотрудников Прокуратуры Республики Беларусь в количестве не менее пяти человек для постоянного надзора и контроля за следственной и оперативно-розыскной деятельностью ВЧК, освобождая их от иных обязанностей. Члены группы подчиняются непосредственно Генеральному прокурору Республики Беларусь и не входят в подчинение Председателю ВЧК и его Заместителям.
Члены группы Прокуратуры Республики Беларусь осуществляют прокурорский надзор за следствием и дознанием, осуществляемым ВЧК, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности. В случае выявления нарушений они вправе принимать меры к их пресечению, включая отмену незаконных постановлений органа расследования, вносить предложения Председателю ВЧК о привлечении к ответственности виновных лиц.
Председатель Верховного Суда в срок до трёх рабочих дней с момента вступления в силу настоящего Закона выделяет не менее трёх судей из состава Верховного Суда для осуществления выездных заседаний для оперативного рассмотрения обращений лиц, производящих дознание, и следователей ВЧК по поводу следственных и оперативно-розыскных действий, производимых с санкции суда.

  1. Неприкосновенность сотрудников ВЧК, прокуроров и судей, осуществляющих надзор за деятельностью ВЧК

Сотрудники ВЧК не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, подвергнуты задержанию или аресту, быть привлечены в качестве ответчиков в гражданском процессе без санкции Председателя ВЧК. Сотрудники ВЧК не могут быть подвергнуты личному обыску, обыску жилища и транспортного средства, принудительному приводу для дачи показаний в суде, в органе дознания и предварительного следствия без санкции Председателя ВЧК.
Судьи, осуществляющие надзор за деятельностью ВЧК, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, подвергнуты задержанию или аресту, быть привлечены в качестве ответчиков в гражданском процессе без санкции Председателя Верховного Суда.
Прокуроры, осуществляющие надзор за деятельностью ВЧК, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, подвергнуты задержанию или аресту, быть привлечены в качестве ответчиков в гражданском процессе без санкции Генерального прокурора.
Отказ Председателя ВЧК, председателя Верховного Суда, Генерального прокурора в привлечении к уголовной, административной ответственности или в качестве ответчика в гражданском процессе может быть обжалован в Парламент Республики Беларусь.

  1. Обязанность сотрудников организаций и частных лиц оказывать содействие сотрудникам ВЧК

В случае обращения следователя или оперативного работника ВЧК к любому юридическому или физическому лицу о предоставлении сведений, документов или оказании иной помощи данные лица обязаны оказать эту помощь в полном объёме и в кратчайшие сроки. Орган дознания или предварительного следствия обязан немедленно приступить к исполнению поручений ВЧК, при необходимости отложив или отменив другие дела. Физическое обязано исполнять любые законные требования сотрудников ВЧК, если не нарушаются гарантированные законом личные права гражданина.
Экспертные учреждения или отдельные лица, привлечённые в качестве экспертов, обязаны приступить к проведению экспертизы в день поступления постановления сотрудника ВЧК о назначении экспертизы первоочерёдно, отложив производство экспертиз на основании постановлений иных организаций и на платной основе, при технической невозможности – не позднее чем на следующий рабочий день. В чрезвычайных ситуациях, с пометкой «срочно» на постановлении о назначении экспертизы, исследование проводится немедленно и непрерывно, включая ночное время и выходные дни. Результат экспертизы немедленно сообщается сотруднику ВЧК по электронным средствам коммуникации, в течение суток после составления заключения оно передаётся в ВЧК в письменном виде.

  1. Личные права сотрудников ВЧК

Сотрудники ВЧК имеют право на ношение огнестрельного оружия и обеспечиваются таким оружием. Применение оружия, а также иных разрешённых законом средств принуждения и использования специальных полномочий допускается сотрудниками ВЧК в порядке, аналогичном установленному для сотрудников милиции Законом о милиции Республики Беларусь. При воспрепятствовании осуществлению сотрудниками ВЧК следственных и оперативно-розыскных действий, если исчерпаны средства продолжить такие действия иным путём, сотрудники ВЧК имеют право использовать огнестрельное оружие для предупредительных выстрелов, а затем произвести выстрелы на поражение.
Сотрудники ВЧК имеют право задержания, привлечения к уголовной ответственности и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей с санкции суда любых лиц, кроме Президента Республики Беларусь, членов Парламента, Председателя Верховного Суда, Председателя Конституционного Суда, Генерального Прокурора Республики Беларусь, а также сотрудников дипломатических представительств иностранных государств, обладающих дипломатическим иммунитетом.
Сотрудники ВЧК имеют право беспрепятственного входа в любые помещения в любое время на территории Республики Беларусь, в том числе с особым пропускным режимом. Исключением являются жилища граждан, вход в которые возможен только на основании постановления об обыске или с письменного разрешения лиц, проживающих в жилище, и помещения иностранных дипломатических миссий.
Сотрудники ВЧК имеют право получения неограниченного доступа к любым документам, а также любым другим средствам передачи и носителям информации, независимо от ведомственного и государственного режима секретности. В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», для совершения следственных или оперативных действий запрашивается санкция суда.
Сотрудники ВЧК имеют право бесплатного проезда любым общественным транспортом на территории Беларуси, включая такси, а также использовать авиатранспорт. Это же правило распространяется на задержанных и других участников процесса, сопровождаемых сотрудником ВЧК.

  1. Давность совершения преступления и пределы сроков совершения преступления

Сотрудники ВЧК, как правило, расследуют преступления, совершённые в связи с началом избирательной кампании по выборам Президента Республики Беларусь 2020 г. и последующими репрессиями тоталитарного режима.
Преступные действия, связанные с подготовкой боевиков террористических организаций диктаторского режима, включая «Алмаз», ОМОН и ГУБОПиК МВД Республики Беларусь, с внушением им чувства безнаказанности за насилие в отношении граждан при превышении полномочий, безусловной готовности нарушить положения присяги об охране прав и законных интересов граждан, калечить и убивать сограждан на основании преступных приказов начальства, расследуются независимо от времени их совершения.
ВЧК вправе расследовать тяжкие преступления, совершённые сотрудниками МВД, КГБ и других силовых структур ради укрепления диктаторской власти Александра Лукашенко с момента вступления его в должность, если такие преступления не могли быть раскрыты и расследованы во время его правления государством.
Освобождение от уголовной ответственности за преступления, указанные в ч.2 и ч.3 настоящей статьи, в связи с истечением сроков давности, не применяется.
ВЧК расследует преступления, совершённые после вступления в должность Президента Республики Беларусь, избранного после отстранения от власти Александра Лукашенко, только в случае, если они сопряжены с сокрытием преступлений периода диктатуры, избежанием ответственности за ранее совершённые преступления либо сокрытием имущества и денежных средств, подлежащих конфискации в связи с преступлениями периода диктатуры.
Привлечение ВЧК для расследования преступлений, не связанных с диктатурой Лукашенко, незаконно и считается превышением власти, подлежащим наказанию.

  1. Взыскание имущественного ущерба, причинённого государственной собственности, имуществу общественных организаций и граждан

Лица, признанные виновными в совершении преступлений, прямо или косвенно связанных с поддержанием и укреплением личной диктаторской власти Александра Лукашенко, несут общую совместную материальную ответственность за имущественный ущерб, причинённый государственной собственности, имуществу общественных организаций и граждан незаконными действиями государственных должностных лиц и их пособников. Суд при определении суммы возмещения ущерба по иску, заявленному при расследовании и рассмотрении уголовного дела, не связан размером ущерба, причинённом непосредственными действиями подсудимого, они рассматриваются как часть комплекса противоправных действий всего репрессивного аппарата. Суд определяет сумму возмещения ущерба сообразно обстоятельствам дела, личной вины подсудимого и наличия у него реальной возможности выплатить данную сумму, исходя из имеющегося имущества и планируемых доходов, включая вознаграждение за труд в местах лишения свободы.
Любые имущественные сделки должностных лиц государственного аппарата Республики Беларусь, совершённые после 9 августа 2020 г. и до завершения деятельности ВЧК по отчуждению принадлежащего им недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, иных ценностей на сумму свыше десяти тысяч рублей, если вырученные от продажи средства не использованы для приобретения равноценного имущества, оставшегося в Республике Беларусь, не сданы в ВЧК и другие органы предварительного расследования, считаются попыткой скрыть материальные активы от конфискации для возмещения ущерба. Такие сделки признаются ничтожными. Отчуждённое имущество изымается и обращается в доход государства. Лица, являющиеся добросовестными приобретателями и пострадавшие от действий государственных должностных лиц, передавших им своё имущество, получают право возмещения ущерба в порядке регресса после удовлетворения материальных претензий государства.
Совместно нажитое имущество семьи, если один из супругов совершил деяние, влекущее материальную ответственность в связи с причинением ущерба в соответствии с нормами настоящей статьи, не подлежит разделу, взыскание обращается на всё имущество супругов. В случае недостаточности денежных средств и движимого имущества для погашения требований о взыскании по уголовным делам исключительной подследственности ВЧК, взыскание обращается на жилище виновного лица. При отсутствии у членов семьи иного жилища, в частности – жилища близких родственников, выселяемым из жилища предоставляется во временное пользование помещение по социальным арендным ставкам, пригодное для проживания, в любом населённом пункте Республики Беларусь из расчёта не менее шести квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.
Имущество родственников должностных лиц, стоимость которого явно превысила покупательные способности приобретателей, определяемые с учётом их официального дохода и за вычетом сумм минимального прожиточного минимума, признаётся собственностью таких должностных лиц, добытой за счёт незаконного обогащения и скрываемой от возможной конфискации. На эту собственность распространяются запрет на отчуждение и признание сделок отчуждения ничтожными в соответствии с ч. 2 настоящей статьи.

  1. Особое производство в суде первой инстанции по уголовным делам, предварительное расследование по которым производилось ВЧК

Уголовные дела, расследованные сотрудниками ВЧК и переданные в суд, рассматриваются в соответствии с общими нормами уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь за изъятиями, установленными в настоящей статье.
Подсудность таких дел относится к компетенции судей, выделенных для судебного надзора за деятельностью ВЧК, Минского городского суда, областных судов и Верховного Суда Республики Беларусь.
Суд обязан приступить к рассмотрению уголовного дела в срок до двадцати дней с момента поступления уголовного дела в суд. Неустановление местонахождения подсудимого, скрывающегося от правосудия на территории Республики Беларусь или за её пределами, не является основанием для отложения судебного разбирательства. Подсудимый, чья явка в суд не обеспечена, вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела через электронные средства коммуникации. Допускается представительство отсутствующего подсудимого членом коллегии адвокатов или иным лицом, которое в ходе разбирательства не обладает правами защитника подсудимого.
Заболевание подсудимого, препятствующее личному присутствию в зале судебного заседания, не является основанием для отложения судебного разбирательства. Подсудимый, чьё состояние здоровья не препятствует даче показаний и восприятию происходящего в суде, вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела через электронные средства коммуникации.
Участие защитника или нескольких защитников подсудимого при судебном рассмотрении уголовных дел, расследованных сотрудниками ВЧК, обязательно, если подсудимый не заявил об отказе от защитника.
При участии подсудимого в судебном разбирательстве удалённо, с использованием электронных средств коммуникации, защитник, по выбору подсудимого, может присутствовать в зале заседаний или около подсудимого, в случае привлечения нескольких защитников – и около подсудимого, и в зале заседания.
При участии группы защитников заявления, ходатайства от стороны защиты, вопросы к участникам процесса оглашает только один из защитников подсудимого, он же участвует в судебных прениях.
В случае большого количества эпизодов преступной деятельности и соучастия группы лиц сотрудник ВЧК вправе выделить уголовное дело о наиболее очевидном преступлении отдельного лица, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и отправить его в суд. В этом случае суд выносит приговор в пределах данного обвинения, впоследствии, при рассмотрении уголовного дела обо всех деяниях лица или преступной группировки лиц выносит приговор, с учётом тяжести всех совершенных преступлений.
При доказывании умысла на совершении действий, сохраняющих и укрепляющих незаконную власть Александра Лукашенко, факт осознания узурпации власти диктатором признаётся очевидным и общеизвестным, поэтому осознание этого факта подсудимым в процессе судебного следствия не доказывается. Исключение составляет доказывание умысла на совершение противоправных действий военнослужащими срочной службы внутренних войск МВД Республики Беларусь и воинских частей МО Республики Беларусь, находившихся на казарменном положении и изолированных от объективных источников информации. Ответственность за преступления, совершённые с использованием неосведомлённости военнослужащих срочной службы, возлагается на начальствующий состав внутренних войск и вооружённых сил Республики Беларусь.
10. Освобождение следователем и судом от уголовной ответственности в связи с люстрацией или в связи с активным раскаянием

С учётом тяжести содеянного и обстоятельств преступления следователь и суд вправе освободить лицо от уголовной ответственности, если оно до ликвидации диктатуры прекратило работу на должности, благодаря которой совершило преступление, либо прекратило преступную деятельность, интенсивно сообщая правозащитным организациям или выкладывая в свободный доступ в Сети интернет конфиденциальную информацию о сотрудниках МВД, КГБ и других государственных структур, способствовавших сохранению диктатуры, и их противоправных действиях, либо приняло меры по ограждению задержанных по политическим мотивам лиц от издевательств и пыток, по максимальному обеспечению их законных прав или иными способами помогло избежать репрессий, а также минимизировать их последствия. Лица, освобождённые от уголовной ответственности по данному основанию, освобождаются и от материальной ответственности по возмещению ущерба, причинённого диктатурой государству и гражданам.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О люстрации должностных лиц, запятнавших себя в период диктатуры», суд по представлению ВЧК может ограничиться люстрацией таких лиц с поражением в правах и распространением на их имущество материального взыскания в связи с возмещением ущерба, причинённого диктатурой государству и гражданам, в соответствии со ст. 8 настоящего Закона.

  1. Военизированная охрана ВЧК

Задачей военизированной охраны ВЧК является охрана следователей и оперативных работников ВЧК, судей и прокуроров, осуществляющих надзор за деятельностью ВЧК, задержание подозреваемых и их доставка в изоляторы временного содержания и следственные изоляторы, силовое подавление противодействия законным требованиям сотрудников ВЧК при расследовании ими преступлений, охрана изоляторов, переданных в ведение ВЧК с обеспечением гуманных санитарно-гигиенических условий содержания, доставление содержащихся под стражей лиц в суд и их охрана в ходе судебного заседания.
В изоляторах, переданных в ведение ВЧК, должно быть обеспечено не менее 2000 мест для содержания задержанных и лиц, заключённых под стражу.
Военизированная охрана ВЧК вооружается боевым оружием армейского образца, предназначенным для мотострелковых частей, снабжается экипировкой, транспортными средствами, средствами наблюдения, связи и другим необходимым оснащением, изъятым у распущенных террористических организаций МВД – «Алмаз», ОМОН, ГУБОПиК.
Военизированная охрана ВЧК ни при каких условиях не может привлекаться для охраны общественного порядка или борьбы с правонарушениями, не связанными с диктатурой Александра Лукашенко.
Сотрудники военизированной охраны ВЧК содействуют организации и проведению оперативно-розыскных и следственных действий при расследовании уголовных дел, но не вправе лично, без присутствия следователей и оперативных работников ВЧК, проводить какие-либо действия, изымать материальные ценности, подлежащие конфискации, или документы.

  1. Форма, специальные звания, знаки отличия ВЧК

На время службы в ВЧК все сотрудники аттестовываются с присвоением специального временного звания, аналогичному воинским званиям военнослужащих. Председателю ВЧК присваивается звание генерал-майора ВЧК, его заместителям, начальникам групп и военизированной охраны – звание полковника ВЧК. Остальные специальные звания присваиваются в порядке, устанавливаемом приказом Председателя ВЧК.
Сотрудники ВЧК снабжаются униформой единого армейского образца с крупными буквами ВЧК на спине и груди, специальные звания отображаются ношением погон со звёздочками, аналогичными погонам военнослужащих, цвет просвета – оливковый. Ношение формы на службе обязательно, кроме сотрудников оперативной группы, привлекаемых к выполнению негласных мероприятий и, при явной необходимости, сотрудников военизированной охраны, оказывающих содействие в проведении таких мероприятий. Сотрудники ВЧК в гражданской одежде получают право на задержание подозреваемых или совершение иных принудительных действий только после демонстрации служебных удостоверений в доступном для ознакомления виде, громкого устного оповещения о своей фамилии, должности и принадлежности к ВЧК.
Право ношения формы ВЧК и владения временным специальным званием утрачивается после увольнения из ВЧК, а также при роспуске ВЧК.

  1. Материальное стимулирование и ответственность

На время службы в ВЧК сотрудники получают материальное вознаграждение, соответствующее удвоенному за службу на аналогичной должности в воинских частях и командовании вооружённых сил Республики Беларусь. По окончании деятельности ВЧК или в случае увольнения из ВЧК не по отрицательным мотивам сотруднику предлагается должность в государственном аппарате, не ниже равноценной в структуре ВЧК.
Служба в ВЧК осуществляется на контрактной основе.

Использование исключительных полномочий сотрудниками ВЧК не в интересах расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с диктатурой Александра Лукашенко, применение насильственных мер воздействия сверх оправданных и минимально необходимых, использование служебного положения в личных целях влечёт привлечение к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Лицо, отстранённое от службы в ВЧК Председателем ВЧК или постоянным комитетом Парламента, лишается неприкосновенности. Расследование уголовного дела в отношении такого лица и рассмотрение его в суде производится по общим правилам подследственности и подсудности.

  1. Начало и прекращение деятельности ВЧК

ВЧК приступает к исполнению возложенных на него задач с момента публикации настоящего Закона и действует в течение двух лет, исчисляемых с даты подписания настоящего Закона. Этот срок не подлежит продлению ни при каких условиях.

Уголовные дела, не переданные в суд, передаются для окончания предварительного расследования по общим правилам подследственности или подлежат прекращению. Материалы о привлечении лица к люстрации передаются в суд до истечения полномочий ВЧК.

  1. Внести в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодекс РБ, Закон РБ «Об оперативно-розыскной деятельности» следующие изменения и дополнения: (…….)
  2. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

Президент Республики Беларусь ________________________

такой орган уже есть, Белорусский Народный Трибунал https://narodny-tribunal.info
плюс Байпол. естественно, команду надо будет значительно расширить

Они не имеют полномочий в РБ. И не будут иметь никогда. Потому что расследовать преступления диктаторского режима и судить могут только вновь созданные или реформированные государственные силовые структуры, а не самодеятельные объединения. В проекте чётко указано место общественных объединений - помощь в сборе материалов для возбуждения уголовных дел.

никогда не говори “никогда” :wink: Тихановская тоже (пока) не имеет полномочий

Любой новый закон в новой Беларуси должен пройти парламентские прения!
Пусть новый белорусский парламент и решит, что и как с бывшими чекистами.

1 симпатия