Рассказы о Беларуси (Глава двадцать третья) Любовь

РАССКАЗЫ О БЕЛАРУСИ
Глава двадцать третья
Любовь
Во время следующего визита православного священника отца Ивана в нашу корчму, его собеседниками стали дядька Макей и дед Апанас.
Поставив перед отцом Иваном литровую кружку с медовухой, дядька Макей сказал священнику:

  • Отец Иван, в прошлый раз вы так и не отвели на мой вопрос.
  • Значит, я забыл, - сделав два больших глотка медовухи, ответил
    дядьке Макею священник.
  • Это простительно при ваших хлопотах, - сказал священнику дядька Макей.
  • Какого предмета касался ваш вопрос? - спросил у корчмаря отец Иван.
  • Провожая вас до дома неделю назад, я спросил: что привело вас в наши края?
  • Неразделенная любовь, - ответил корчмарю отец Иван.
  • Я бы всех этих баб-вертихвосток, - выразил свое личное отношение к женскому полу дед Апанас, размачивавший в это время в стакане горячего чая сухую хлебную корку.
  • Мою любовь предала не женщина, а мужчина, - горестно склонив голову, произнес отец Иван.
  • Как же вы на людях-то об этом, батюшка? - удивленно спросил у отца Ивана дед Апанас.
  • Уходит любовь из нашей церкви, - горестно произнес отец Иван. - Аки вода в сухую землю. Разве у святых отцов на Афонской горе любовь братская пока сохранилась. Я об этом нашему архиерею так и сказал: освободите меня, владыка, от казней египетских, и дозвольте мне перебраться на святую гору Афон. Так наш архиерей ногами на меня затопал и закричал: один хочешь спастись, а другие пусть строем в ад отправляются. Любви большой тебе захотелось? - спрашивает меня. Так поедешь ты у маня в дикие края, заблудших овец к истинной вере приобщать.
  • В дикие края – это к нам? - спросил у отца Ивана дед Апанас.
  • Истинно, - ответил он деду Апанасу.
  • И много дикарей вы в наших диких краях повстречали? - спросил дед Апанса.
  • Так в том и дело, что ни одного, - ответил ему отец Иван.
  • Так откуда же дикарям в наших местах взяться, если в те давние года, когда ваших московских земель и в помине не было, эти земли святая Ефросиньюшка уже истинной верой освятила.
  • Откуда вам сие стало известно? - спросил у деда Апанаса отец Иван.
  • Так мне об этом ксёндз Франтишек на рыбалке рассказывал, - ответил дед Апанас.
  • Ксёндз Франтишек ходит вместе с вами на рыбалку? - удивленно спросил отец Иван.
  • Ходит, - подтвердил дед Апанас. - С мужиками ходит на ловлю, а с бабами нашими в лес по грибы. Сам-то он грибов не ест. Что найдет, все на опушке бабам нашим отдаёт. А бабам подмога к оброку панскому в виде грибов, ягод и орехов.
  • Вот бы и вам, отец Иван, с нашими мужиками хоть разок на рыбалку сходить, Послушать, что они говорят, самому высказаться, а иначе тяжело вам будет диких овец в истинное стойло загонять, - присаживаясь к столу, посоветовал отцу Ивану дядька Макей.
  • А я бы спросить сразу желал, - обратился к отцу Ивану дед Апанас. - Почему наши веры разделились, если молимся мы одному Богу?
  • Потому что в 1054 году прокляли друг друга наши иерархи, - ответил отец Иван.
  • Иерархи такие - они на вилы пойдут, но от своего ни за что не отступятся, - сказал дед Апанас.
  • Иерархам нельзя иначе, они призваны Богом веру защищать, - сказал отец Иван.
  • Какая же в том состоит защита, если проклинать? - спросил дед Апанас.
  • Каждый хочет сделать так, чтобы всем потом было лучше, - пояснил ему отец Иван.
  • Все хотят сделать другим лучше, а, куда ни взгляни, ни у кого жизни нет, - озадаченно произнес дед Апанас.