Системные проблемы, которые ждут любую власть в РБ

Пока модераторы не заботятся ввести конкретные правила ― как автор темы, пользуюсь возможностью декларировать правила локальные, серьезное отступление от которых будет основанием для сообщения модератору об отклонении от темы и т.д.

Итак, правила данной конкретной темы:

  1. Можно ― высказывать любые версии о системных проблемах.
  2. Можно ― предлагать версии путей решения любых из ранее озвученных системных проблем.
  3. Нельзя ― подвергать сомнению, что какая-то из высказанных выше проблем ― является системной или вовсе существует: пожалуйста, просто проигнорируйте и сосредоточьтесь на том, что Вам ближе. Не значимое и не принятое ― просто выпадет из поля обсуждения.

Оснавная “системная проблема” это автократия. Посмотрите на все белорусские партии и провастные и оппозиционные. Мне 50 лет, а всех лидеров этих партий я помню “с детства”, они, как и АГЛ - несменяемые, Гайдукевич вообще, по наследству партию передал сыну:))) Хотя все борются за сменяемость власти в стране:) В последнее время, ввиду возраста лидеров партий, начали появляться какие то шевеления.
Вторая системная проблема это бюрократия. Оно и понятно, что для сохранения автократии, всем нынешним и будущим руководителям РБ понадобятся зависимые чиновники, и чем их больше, тем крепче автократия. В БССР было 50 тыс госчиновников, после многочисленных сокрощений -“оптимизаций” их стало 300тыс.:slight_smile: А беда от бюрократии не в том, что они проедают ресурсы, а в том, что они “работают”, создавая волокиту и пожирая время, что при теперешней экономике смерти подобно.
Третья системная проблема - Россия. России, прочим как и Польше, не нужна экономически развитая Беларусь, поскольку это поставит под удар авторитет российской автократии. Для этого Россия будет поддерживать любой деструктивный строй в РБ. Польше тоже нужна слабая Беларусь, но у Польши рычагов влияния поменьше, на данном этапе.

2 симпатии

Перечислю то, что представляется очевидным мне:

  1. Низкая рождаемость => высокая пенсионная нагрузка на текущие операции экономики.
  2. Отсутствие “длинных” "дешевых денег => медленный рост существующих компаний и сложность финансирования новой деятельности (в странах, где кредиты доступны под 2-4% годовых в валюте с устойчивым курсом — начинающие предприниматели без опаски берут кредит, предоставляя в его обеспечение свое основное жилье, которым продолжают пользоваться).
  3. Потребность экономики и системы госуправления в большом числе (~5 тысяч) менеджеров с качественно иными навыками, причем в весьма сжатые сроки (в противном случае старая корпоративная культура будет растворять их в себе).
  4. Очень малая доля трудовых ресурсов, способная коммуницировать на английском языке: по данным переписи 2009 года таковых было всего 400 тысяч, но т.к. это была самооценка, которая никак не проверялась — предположу, что в лучшем случае — 200 тысяч, считая со всеми преподавателями английского, переводчиками и т.д.

Мне главными проблемами кажутся отсутствие национальной идеи и четкого плана развития. Все эти метания с провальными модернизациями как пример. Решением должно стать четкое осознание своего положения как страны (или народа) в мире и планирование дальнейшего развития с учетом наших сильных сторон даже путем возможно непопулярных нынче решений, если у них есть существенный положительный результат в перспективе.
Попутно надо вести среди людей разъяснительную работу, что наши трудности - не результат прихода новой власти, а разгребание того, что натворила прошлая.

Лично я — не уверен в возможности существования национальной идеи как таковой: нимало не возражаю, что, да, было бы хорошо, но не уверен, что осуществимо. Не в Беларуси — в любой стране: какова национальная идея Франции? А Сингапура? А Канады? Какова вероятность, что некая национальная идея будет общей для меня: русско-татаро-поляко-беларуса по происхождению, еврея по самоидентификации, никак не идентифицирующего себя с титульной нацией государства — и представителей и той самой титульной нации, и крупных диаспор — с разным уровнем образования, источником и уровнем дохода?

А отсутствие четкого плана (для начала — более высокого, чем план, уровня: стратегии) развития — как раз и является следствием того, что не определены:
а) Системные проблемы, требующие решения
б) Измеримые цели по отношению к ним
IMHO.

1 симпатия

Одна из проблем - создание преференций коренной национальности, что так долго декларировала оппозиция и чего многие ждут и хотят от новой власти. Это ошибка. В современных условиях такие преференции станут тормозом для развития и источником напряженности в обществе. Они будут мешать свободному перемещению рабочей силы, создавать коммуникативные трудности и т.п.

Мне кажется, что новая власть должна декларировать равенство всех национальностей, культур и языков.

Это ошибка, но ошибка, причины которой очевидны: качественный состав оппозиции националистического толка. Гуманитарии по образованию, не обладающие опытом системного, технологичного управления ― декларируют то, что лежит на сердце… а не то, что соответствует целям и эффективно. Это прекрасные, искренние люди ― такие вполне способны от всего сердца ― убить, взорвать, но как менеджеры они ― не обладают сколько бы то ни было практически полезным опытом, увы. Их мнением нужно интересоваться, но это не означает, что ему надо верить и следовать.

Новой власти ― необходимо определить предметную систему целей, стратегию. И уже от этого ― будет видно, что декларировать и что ― делать.

  1. Согласен, равенство для всех. Это задача государства. Как по отношении к гражданам, так и в экономике, где госсектор (промышленность, мы не берем аппарат управления страны) должен быть в таких же условиях, что и частный бизнес. Финансирование и господдержка не от формы собственности. И выделение на льготных условиях иностранным инвесторам, а свои не достойные. Равенство. Так же, как понятие ближний круг, семья. В экономике этого нет.
    Для этого должна работать судебная система.

  2. Национальная идея, это может быть формирование среднего класса населения (свой бизнес, с доходом, обеспечивающий свою семью на хорошем уровне и возможность заниматься увлечением, хобби).
    В нашей стране, сформирована система, в которой частному бизнесу отбивали охоту заниматься созиданием. Уничтожали средний класс. Поддерживали госконторы, с небольшим доходом, зависимы от вертикали. Это население и являлось основным лекторатом власти.
    Госсегмент, убыточный, надо поэтапно продавать, что повлечет увеличение населения участвующих в частном бизнесе.

  3. Экономику надо выстраивать не импортозамещающую, а экспортноориентированную. Надо находить у себя свой эксклюзив или экономически рентабельные производства и услуги и это продавать. Нам все равно надо энергию покупать, металл и пр, для этого надо выручка от экспорта. И без разницы, это РФ, Азия или Европа.

  4. России выгодно, что бы мы имели энергоемкие и металлоемкие предприятия, мы тогда от них больше зависим. А нам Россия выгодна, что это ранок сбыта.
    Европе наша продукция не нужна, но их может интересовать Беларусь, как площадка для производства товаров для России.
    Нам надо дружить и ловить компромисс. И запускать и оставлять предприятия с высокой добавочной стоимость на территории РБ. Но не забывать о продуктовой безопасности страны.

Проект национальной идеи выложен мной на этом сайте для обсуждения - Аб’яднання Карэннага Народа Беларусi. Подробнее можно ознакомиться здесь: www.belarus-aknb.blogspot.com

Системные проблемы любой новой и старой власти.

  1. Мы смотрим ВВП, а размер добавочной стоимости низкий (самообман).
  2. Наследие госсектора экономики, должно отделиться от государственной системы госвласти. Отделить от бюджетного финансирования.
  3. Национальная идея, на сегодня у большинства одна…
    Вот после смены руководства, это должно быть сформулировано в форме - благосостояние граждан и самореализация.
4 симпатии